Развитие мышления ребенка

17.06.2009 в Воспитание детей

Детям интересно все, начиная  с вопросов о том, как  устроен кипятильник и заканчивая такими вопросами,  как: “Почему, если Земля круглая, мы с нее не падаем?». Что дает возможность ребенку разобраться в этих бесконечных «Почему?»? Конечно, это мышление. Именно оно позволяет анализировать, находить логические связи, обрабатывать информацию, которую дают органы чувств.

0_3c11_39da7c3c_xl

Детское мышление постоянно развивается и в своем развитии проходит определенные этапы:

1. 3-5 лет — наглядно-действенное (практическое мышление). Ребенок, не понимая, как устроен тот или иной предмет, самостоятельно пытается в этом разобраться. Он вертит его, нажимает на все кнопки, пытается открыть. Если не получается, обращается за помощью к взрослым или теряет к нему интерес. Практическое мышление не исчезает со временем, взрослые тоже пользуются им, но реже. Не имея возможности решить проблему логически, они пытаются решить ее методом «проб и ошибок». Для того чтобы развивать наглядно-действенное мышление, предлагайте ребенку складывать пазлы, собирать конструктор, и различные головоломки.

2. 4-7 лет — от практического мышления дети переходят к наглядно-образному, то есть оперируют не конкретными предметами, а их образами. Это становится возможным благодаря тому, что при решении задачи, дети учитывают не все свойства предмета, а только те, которые важны в данном случае — возникает схематический образ предмета, его модель. Примером наглядно-образного мышления у детей, может служить рисование. Срисовывая предмет, дети учитывают только какие-то основные его черты, не индивидуализируя его. Например, рисунок дома — это изображение крыши, стен, без деталей интерьера. Чтобы развивать данный вид мышления, играйте с детьми в игры, где требуется найти предмет, по схеме или карте. Развитию образного мышления у детей также способствует рисование, лепка, конструирование.

3. Словесно-логическое мышление начинает зарождаться в позднем дошкольном возрасте и развивается по мере взросления ребенка. Это мышление характеризуется тем, что ребенок от конкретных образов, связанных со словом, переходит к более общим. Например, 4-х летний ребенок, на вопрос: «Что такое собака», может ответить: «Я знаю, что такое собака, это Тузик, который живет у нас во дворе», а 6-ти летний: “Собака — это домашнее животное, которое может охранять дом».

Чтобы отдельные слова, в представление ребенка превратились в более общие понятия, взрослые должны заниматься с детьми, вводя в их представление более объективные символы, такие как «мера», «число», «время» и так далее. Но не стоит стараться, как можно раньше приучать ребенка мыслить только логически. Без формирования прочного «фундамента» из образного мышления, это может привести к тому, что ребенок будет мыслить формально, без творческого подхода.

Примеры упражнений на развитие различных видов мышления:

1.»Деление на группы». Взрослый называет слова, которые можно отнести к различным группам. Например: » Акула, лев, кошка, щука, слон, карась», ребенок должен назвать отдельно группу животных, отдельно группу рыб.

2. Решение логических задач. Например, такой: «Две девочки, Катя и Оля, рисуют. Одна рисует домик, а другая замок. Оля рисует замок. Что рисует Катя?». Это один из самых простых вариантов, в дальнейшем задания могут усложняться

3. Игры в «Холодно — горячо». Взрослый прячет предмет, ребенок должен задавать вопросы так, чтобы сократить территорию поиска.

4. Игра «Спрятанный предмет». Взрослый прячет или загадывает предмет. А ребенок должен угадать его, с помощью наводящих вопросов. Начиная от более общих и переходя к более конкретным.

5. Игра «Кто кем был?». Примеры: кошка была котенком, петух — цыпленком, возможен и обратный вариант «Кто кем будет?».

6. Разгадывание загадок. Важно, чтобы ребенок не просто предложил свой ответ, но и обосновал его.

Важно развивать такие мыслительные процессы, как синтез информации, сравнение, классификация, обобщение, анализ. Вот несколько упражнений, которые могут вам помочь в этом:

·         для развития способности к обобщению. Взрослый называет несколько предметов, а ребенок должен назвать их одним словом. Например: «Роза, лилия, ромашка, что это?».

·         для развития способности к классификации можно поиграть с ребенком в игру ”Съедобное — несъедобное».

·         для развития способности к анализу подойдет такое упражнение. Взрослый описывает различные свойства предмета, но не называет его, ребенок должен понять о каком предмете идет речь и назвать его.

·         для развития способности к сравнению предметов или явлений, ребенку предлагают назвать, чем похожи два предмета и чем отличаются.

Мышление — отличительная черта  Homo sapiens. Развивая различные виды мышления – образное, логическое, творческое, музыкальное и пр. — вы помогаете ребенку  увидеть и познать мир во всем его разнообразии. Отличное лекарство от скуки  и однообразия со пожизненным сроком действия, верно?

Google Bookmarks Memori.ru МоёМесто.ru

6 ответов на Развитие мышления ребенка

  1. Большое спасибо за Ваш сайт! Ваши советы по воспитанию детей не один раз помогали и продолжают помогать мне. Чувствуется, что Вы не только любите детей, но и понимаете их. Одельное спасибо за цикл статей о развивающих методиках. Все изложено очень четко и ясно, содержися много практической информации и абсолютно нет ничего лишнего. В этом году моя дочь идет в первый класс. Вы не планируете статью о подготовке ребенка к школе?

  2. Спаисбо. Не планировал, но теперь напишу.

  3. Большое спасибо!Даже не ожидала такого внимания с Вашей стороны. Заранее хочется поблагодарить Вас за обещанную статью. Я и моя дочь будем ждать ее с нетерпением.

  4. Александр! Спасибо за ваш сайт.Много материала написанного доступным человеческим языком.
    При этом собрана хорошая коллекция мультфильмов и музыки для ребенка. Приятно, что вы очень хорошо делаете свое дело с интересом и любовью. Спасибо еще раз.

    С уважением Белозеров Андрей

  5. Добрый день)
    А не могли бы вы подсказать, как развивать мышление у ребенка до года (8-12 мес.) и с года до двух?

  6. Хотелось бы присоединиться к Оксане. На долгое время ребенку не хватает внимания. Да и еще рано, понимаю. Но мультики может смотреть 15- 20 мин. и больше. Наблюдать за муравьями, жуками, камешки разглядывать, пытаться их выколупать из земли, листики и цветочки оторвать — это любимое занятие может заниматься этим тоже долго.А вот рисовать пальчиками, в песочнице играть лопаткой — считанные минутки, хотя нравится. Или это нормально? Так и должно быть? Нм 1 годик только исполнился.

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!:

Перейти к верхней панели