Подарите детям радость (1)

10.10.2010 в Воспитание детей, Наш опыт

По просьбам знакомых мамочек решила собрать воедино и поделиться своим опытом в проведении занятий для раннего развития малыша. Данные занятия расчитаны на возраст от рождения до 3-ёх лет. Возле каждого занятия в скобках указано с какого возраста можно начинать его проводить (соответственно: М-месяц, Г-год)

Мы, родители, хотим, чтобы каждый из наших детей вырос  умным, разносторонне развитым человечком.

Малыш приходит в этом мир,он ничего не знает, ничего не умеет, он познаёт этот большой и пугающий своей неизвестностью мир через нас – взрослых. Через прикосновения, объятья, поцелуи, материнское молоко, слова, песни, эмоции, мимику, жесты. По мере взросления через сказки, рассказы, подражания взрослым, советы. Малыш впитывает в себя всё то, что мы даём ему как губка.

Как помочь малышу? Научить тому, что мы умеем сами.  В этом нам помогают наши знания и умения.

У меня скопилась коллекция песен, стишков, потешек,занятий, которые прошли проверку временем. Очень многое перебиралось и перепробовалось, что-то «прижилось» у нас в семье, что-то отсеялось. Сейчас  интернет, книги, журналы  дают нам огромный материал для занятий с малышами. Но бывает, что нужно перебрать огромные горы  литературы и статей, чтобы выбрать что-то подходящее. Здесь я постаралась собрать самые приемлемые, доступные и простые занятия для малышей.

Впрочем, довольно слов, перейдём к делу.

Итак, занятия с малышами не являются «занятиями» в привычном понимании нами этого слова.

Всё должно идти по-течению, в ритме жизни, дабы не вызывать у ребёнка, который достаточно эмоционально воспринимает окружающий мир, чересчур взрывные всплески эмоций. Если малыш не хочет «заниматься», не заставляйте, не принуждайте.  Не пытайтесь сосредоточить на себе внимание малыша.

Для младенцев занятия проходят во время бодрствования: переодевания, купания. А для деток постарше (ближе к году и старше) вот примерная техника проведения таких «занятий»:

— Сесть рядом с малышом на игровой коврик.

— Начать играть игрушками малыша, тем самым привлечь его внимание к себе. Рассказывая обо всех  своих действиях и действующих персонажах.

— Когда малыш начинает играть с вами – это «сигнал к  наступлению», к началу проведения «занятий».

— Достаёте предмет, который будет обыгрываться –мягкая игрушка, машинка, коробка, кубики. И начинаете рассказывать стишок, потешку, петь песенку.

Старайтесь всё проделывать с уверенностью, скажем так, представьте, что вы на кухне готовите обед, т.е. делаете для вас привычное дело.

В случае, если малыш не реагирует, не расстраивайтесь. Попытайтесь повторить свои действия, вобщем играйте сами с обой. Конечно, со стороны будет выглядеть :  « Какой ужас, мама сошла с ума!»

Но давайте посмотрим с другой стороны. Повторяет ли малыш за вами движения, подражает ли вашим действиям? Как и других случаях малыш заинтересуется вашими манипуляциями – сначала будет подражать жестам, мимике, движениям, действиям с игрушками, а потом и словам.

Вобще старайтесь использовать любое  время для таких занятий с малышом, только не переусердствуйте. Всё хорошо в меру. Достаточно одного нового зянятия в 2-3 дня, остальные занятия должны быть уже знакомы малшышу.

Давайте приступимк потешкам и стишкам.

Некоторые их них брались из книг, практики, опыта, пердавались «по наследству» ( от родителей),  от друзей, интернета, некоторые сама досочиняла, т.к. иногда не нравились концовки в стишках ( кто их только придумывает?  :wink: ).

Используем стишки-потешки с младенческого возраста малыша – с первых дней жизни. Сначала потешки сопровождаются поглаживанием тельца малыша, потом лёгкий массажик, движения ручками-ножками. Ближе к полторагодовалому возрасту малыш сам начинает отображать  определёнными движениями уже знакомую ему с пелёнок потешку.

Стишки и потешки можно использовать длительное время от рождения до трёх по опроеделённым этапам:

— Слушание

— Отображение движений со взрослым, далее самостоятельно.

— Изучение отдельных слов, малыш учится повторять за взрослым слова, фразы.

— Самостоятельное декламирование стишка.

Стишки-потешки:

  • Про «Сороку-Ворону»(1м) и «Ладушки»(1м) вспомним, но писать не буду, т.к. эти потешки широко известны – развивают мелкую моторику, осозяние, чувство ритма.
  • «Потягушки»(1м)

Потягушки-потягушки – поглаживаем малыш по бокам вдоль тела вверх и вниз

Поперёк толстушки – поглаживаем по животику

В ножки — ходушки, — сгинаем поочерёдно ноги малыша, как бы «ходим» в ритм

В ручки – хватушки, — «ловим» ладошки-кулачки малыша в ритм

В роток – говорок, — прикладываем палец к ротику малыша

А в голову – разумок. – целуем малыша в лобик.

Эту потешку используем, когда малыш лежит – переодеваемся, готовимся к купанию, после купания. Старшим малышам ( после года) эта потешка очень нравится – малыш сам может повторять некоторые движения и даже наклонить маму, чтобы она его поцеловала.

  • «Чобиток» («Башмачок») (1м)

Оговорюсь сразу – это своеобразный перевод потешки с украинского

Куй-куй, чобиток,

Подай (имя ребёнка) молоток.

Не подашь молотка-

Не подкуём чобитка.

Стучим малышу по пяточкам по правой и левой ножке попеременно.

В конце потешки произносим подобие звука «ч-ч-ч-ч» и делаем круговые движения по пяточке.

Малыши в полтора года делают движения этой потешки самостоятельно. Можно также использовать кубики вместо пальчиков. И просить сделать «Чобиток» маме, папе, братику, сестричке, бабушке, дедушке.

  • «Пальчики» (1м)

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик танцевал,

Этот пальчик подпевал,

Этот пальчик много ел,

От того и растолстел.

Берём пальчики малыша начиная с мизинца и потирая каждый пальчик произносим соответствующую строчку потешки. На последнюю строчку «От того и растолстел» гладим щёчки малышу, как бы желая, чтобы и он был толстенький.

  • «Водичка» (1м)

Водичка, водичка,

Умой ( имя) личко.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки горели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Тут всё понятно – потешка для умывания малыша. Поможет малышу изучить себя.

  • «Киска» (6м)

Киска, киска, брысь,брысь, брысь – «ругаем» кошку пальчиком

На дорожку не садись – этим же пальчиком водим в стороны, как бы говоря «Нет»

Наш(а) (имя)  пойдёт – топаем ножками

И на киску упадёт. – приседаем или ложимся на кошечку.

Для этого стишка желательно использовать как наглядное пособие фигурку кошки ( мягкая или пластмассовая игрушка,  картинка в книжке).

П.С. На живой кошке не пробовать.  :-D

  • «Рельсы, рельсы». (6м)

Все, наверно, помнят с детства стишок-массажик

«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы,

Ехал поезд запоздалый…»

Очень много вариантов этого стишка.

Делайте малышу лёгкий массажик под этот стишок. Особенно хорошо делать при пробуждении малыша, получается своего рода зарядка и малыш заряжается положительными эмоциями.

  • «Шуточная потешка» (6м)

Стенка, стенка – указательным пальцем поглаживаем щёчки малыша

Потолок. – трогаем лобик

Два окошка, — глазки

Дверь, — ротик

Звонок – носик.

В конце потешки можно сказать «би-бип», нажимая пальцев на носик малыша. Малыш сам со временем начнёт повторять за вами не только жесты, но и звуки.

  • «Вот какие» (6м)

Вот глаза у нас какие:

Голубые, голубые.

Носик пуговкой у нас,

Бровки ниточкой у глаз.

Ушки маленькие,

Губки аленькие.

Шейка, щечки, лобик, ротик

и наш пухленький животик.

Ещё одна потешка, которая поможет малышу изучить себя.

Продолжение следует… :smile:

Google Bookmarks Memori.ru МоёМесто.ru

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!:

Перейти к верхней панели