Как привить ребенку любовь к чтению: 10 заповедей родителя.

28.06.2009 в Воспитание детей

Как известно, нами правят привычки. Наши привычки в буквальном смысле творят нашу судьбу. Например, такая, казалось бы, незначительная вещь как привычный способ выражения своего раздражения и гнева может стать главной причиной успехов или неудач в личной жизни.

Сравните, например, шансы на успех в отношениях со своим партнером у человека, который привык выражать свой гнев, используя оскорбления, и у человека, привыкшего выражать свое недовольство в форме «Я-сообщений» (вместо «ты – скупая тварь», «мне хотелось бы чаще получать от тебя подарки» — почувствуйте разницу).

Любовь к чтению – такая же привычка. Самоподкрепляемая привычка. Стоит только войти во вкус, и удовольствие от результата будет поддерживать сам процесс.

Излишне рассуждать о том, что привычка много читать, в особенности хорошую литературу, — входной билет в богатую впечатлениями и возможностями жизнь. «Побочными эффектами» этой привычки становятся грамотность (работодателям все труднее и труднее отыскивать людей, способных без ошибок написать хотя бы пару абзацев – отсюда у тех, кто умеет это делать огромное преимущество в зарплате), способность ясно и ярко излагать свои мысли, эрудированность и даже открытие в себе новых мотивов и интересов.

Так как же помочь ребенку «войти во вкус к чтению»? Если у ребенка все порядке с интеллектуальным развитием и нет дизлексии (неспособности различать некоторые буквы), то это довольно просто, за исключением одного – вам необходимо решить изменить некоторые собственные привычки. Это сложнее, чем может показать на первый взгляд, но «собака зарыта» именно здесь.

Вот что вы можете сделать:

1. Помните, что лучшее лечение – профилактика.

Если ребенок еще мал, и для вас это тема кажется чем-то далеким и несущественным – самое время действовать. Руководствуйтесь принципом «книги и чтение повсюду»: дайте ребенку возможность беспрепятственно играть с книгами, грызть их, рисовать в них (в этом возрасте именно так проявляется и развивается любовь в книгам, забудьте о бережном отношении – все это потом), строить из них дома и гаражи для машинок и даже купаться с ними (купите специальные непромокаемые книжки).

То же самое – с различными вариантами букв: на кубиках, пластиковые буквы, вырезанные из картона, нарисованные на бумаге, на магнитах и наклейках и пр. Составляйте из букв слова, используйте карточки системы Домана, читайте вывески и плакаты на улице и т.д. Ждите – результат придет неожиданно.

2. Подавайте личный пример

Читайте сами. В слух и про себя. Если ребенок каждый день видит родителя по три часа сидящим с бутылкой пива перед телевизором, то нетрудно предположить, как он будет относиться к нотациям о пользе чтения.

И наоборот, если ребенок часто видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться. Срабатывает эффект «соленого огурца» — свежий огурец, опущенный в бочку с солеными, приобретает такой же вкус. В нашем случае – вкус к чтению.

Я где-то слышал такое высказывание: «Вы думаете, что личный пример – это эффективный способ мотивации человека? Ошибаетесь – это единственный способ!». Преувеличение конечно, но не далеко от истины.

3. Выбирайте вместе.

Многие дети (особенно подростки) не любят читать из-за того, что их родители сами выбирают что им читать и этот выбор им неинтересен. Хотя бы потому, что это не их личный выбор.

Дети обожают делать покупки. Сделайте традицией совместный поход в книжный магазин не реже одного раза в месяц и дайте ребенку возможность выбирать самому с таким условием: на каждую книжку, которую покупает ребенок, он обязуется прочесть одну книжку из предложенного вами списка.

Тогда даже если выбор ребенка будет не самым лучшим, вы сможете быть уверены, что половина из того, что читает ребенок – это действительно хорошая литература.

4. Защитите ребенка от «Большого Экрана».

Один мой знакомый, на вопрос «если тебе дать автомат, кого бы ты выстрелил» ответил: «В телевизор».

Перережьте антенну – веревку с камнем, которые тормозят развитие вашего ребенка. Ничто так не воспитывает пассивность мышления как просмотр телевизора. Вы можете не согласиться и сказать, что ведь есть действительно полезные телепрограммы. И вы будете правы. Только вот на практике доля таких программ из реально просматриваемых ребенком — крайне мала.

Я использую телевизор исключительно как монитор для DVD-проигрывателя и на 100% могу контролировать что смотрят мои дети и сколько времени проводят перед экраном.

То же касается компьютерных игр и социальных сетей (Одноклассники, Вконтакте и пр.) . Установите предельный лимит времени на эти «наркотические» занятия (например, 30 минут) и условия доступа к ним (например, сделать уроки и выполнить свою часть работы по дому).

Выбирайте компьютерные игры сами. Есть масса развивающих игр, зачем подвергать психику ребенка обработке сценами насилия и побуждениями к агрессивным действиям?

Если кратко – фильтруйте то, что ребенок видит с экрана (монитора или телевизора).

5. Вознаграждайте чтение

Человек склонен продолжать делать то, что, в конце концов, приводит его к удовольствию.

Договоритесь с ребенком о двух-трех привилегиях, которые он будет получать дополнительно, если каждый день будет прочитывать оговоренный с ним объем текста.

Например, дополнительное время за компьютером, на полчаса позже ложимся спать, на выходных вместе идем в кино и пр. Пусть ребенок перескажет то, что прочитал. Тогда вы будете уверены, что он на самом деле прочитал заданный объем, и дадите ему возможность потренировать память и поупражняться в изложении.

Способность ясно излагать свои мысли можно и нужно совершенствовать.

То, что она является ключевой для карьерного роста (да и в личной жизни), по-моему, не требует комментариев.

6. Читайте ребенку пред сном

Известно, что мозг, особенно воображение ребенка, развивается не только днем, но и ночью.

Прочитайте ему добрую сказку или историю на ночь, чтобы запустить процессы подсознательного творчества во сне.

Даже если ребенок взрослый, вам обоим это доставит удовольствие. Совместное погружение в рассказ – прекрасный способ наладить нарушенный с ребенком контакт.

Если делать это регулярно, то книга войдет в привычный для ребенка ритуал отхода ко сну и станет для него незаменимым другом.

7. Читайте по ролям

Выберите сказку, басню или короткую историю с диалогами, вырежьте из бумаги персонажей, раскрасьте их и приклейте на картонную подложку с палочкой. Затем придвиньте к стене стол, накройте его длинным покрывалом, залезьте с ребенком под стол, и, держа фигурки за палочки, просуньте их между столом и стеной. Ваш кукольный театр готов. Вы также можете прикрепить к стене над столом декорации. Отрепетируйте и позовите на представление родственников.

Можно также читать по ролям какое-нибудь смешное произведение с большим количеством диалогов, просто сидя рядом с ребенком. Вы оба получите огромное удовольствие.

8. Используйте аудиокниги

Сейчас многие замечательные произведения русской и зарубежной литературы доступны в формате аудиокниги. Некоторые из них представляют из себя настоящие шедевры театрального искусства.

Послушайте, например, «Евгения Онегина» в исполнении Смоктуновского. Это нельзя сравнивать с печатным текстом – просто другое. Для детей можно найти замечательный сборник «Золотой фонд радиоспектаклей на DVD», в котором представлено большинство лучших произведений, когда либо «переведенных» в формат аудио книги.

9. «Внедритесь» в читающие группы

Используйте эффект «Соленого огурца» — превращение свежего огурца, помещенного в бочку в солеными, в соленый, причем такого же вкуса. Если ребенок вращается в среде сверстников, любящих читать, то со временем у него появятся среди них друзья, а затем и похожие интересы.

Вы можете записать ребенка в детскую группу по изучению иностранного языка, в театральную студию, в музыкальную школу, школу изобразительного искусства, исторический кружок при краеведческом музее, сходите с ним на экскурсию на радио или просто в расположенную поблизости детскую библиотеку. В этих сообществах процент детей, любящих читать, намного выше среднего.

10. Сколько можно читать? – Пора писать!

Конечно, в сравнении с просмотром телевизора, чтение — благо. Активность мышления против пассивности. Но все же по настоящему счастливы только люди, занимающиеся продуктивной деятельностью, творчеством в различных его формах. В этом смысле чтение само по себе бесполезно, точнее бесплодно. Научите ребенка использовать прочитанное, например, заведя дневник в ЖЖ и комментируя то, что он хочет комментировать. Регулярные заметки в дневнике помогут ему развить свой стиль и привести в порядок свои мысли. Вы можете также помочь ребенку издать книгу – это не так трудно как кажется, а всплеск мотивации обеспечен.

2 упражнения:

· Сократите время просмотра телевизора (и свое, и ребенка). Сократите количество телевизоров в квартире до, максимум, одного, так чтобы в комнате ребенка его не было. Еще лучше – используйте телевизор исключительно как монитор для просмотра качественных программ на DVD.

· Разнообразьте свое общение с ребенком при помощи книг и всего, что с ними связано: читайте при нем и вместе с ним, на ночь и по ролям, ходите с детьми в театры, выбирайте вместе книги и аудиокниги, обсуждайте прочитанное и интересуйтесь мнение ребенка.

DoctorPapa. © 2009 Кузнецов А.В.

Google Bookmarks Memori.ru МоёМесто.ru

22 ответа на Как привить ребенку любовь к чтению: 10 заповедей родителя.

  1. Из личного опыта дополнение.
    Хорошо стимулирует желание читать самому такой способ,как прерванное чтение, т.е. начинает читать взрослый и останавливается на самом интересном месте. А затем находится куча отговорок, что читать некогда (при этом должны быть реальные серьезные причины, а не отмахиваться). Ребенок видит, что взрослым действительно некогда, и сам тянется к книге.

  2. Очень интересная статья. Мой ребенок очень любит читать.Я и мой супруг интуитивно делали все что написано в статье.Мы очень мало смотрим телевизор.Ребенок был записан в библиотеку в 2-года.Алфавит русский ребенок знал 1год 8-мес.Книги выбираем всегда вместе.Учтите,ребенок любит покупать свои книги сам!Не надо делать вознаграждение за чтение. Надо научить их любить книги и их читать!А за любовь не платят.И не надо ни какого насилия,уговоров.Совет номер один уберите телевизор.Когда мы убрали телевизор,ребенок начинает искать чем себя занять,его ум требует информации — и он начнет читать и развиваться более высокими темпами.

  3. Спасибо большое за статью! Действительно, это очень большая проблема. Старшей дочери 14, она пропадает в Мобильном агенте, чередуя его с компьютером.Занятия в музыкальной школе пока спасают слабо (учится первый год). Давно с мужем думали, что нужно убрать телевизор из детской, но все как-то руки не доходили, наверное, так нам было удобнее…Средней дочери 8. Книгами увлечена несильно,но периодически читает.Теперь будем спасать положение. Долой отупение подрастающего поколения!

  4. Уважаемый администратор.
    Я являюсь учителем начальных классов одно из школ СПб. Естественно, для меня как учителя проблема чтения очень актуальна. Наша школа имеет свой сайт и форум для родителей. Очень хотелось бы размесить Вашу статью на нашем форуме. Возможно ли это?
    С уважением, Наталья

  5. Единственное, чем лично меня смущают эти советы, так это тем, что на это уходит очень много родительского времени. А ведь кроме чтения, много чему нужно научить ребенка. Да и на себя, на свое личное развитие нужно время.
    Я не говорю, что это «отмазки», чтобы не заниматься с ребенком, но в сутках по прежнему 24 часа.))

  6. Я полностью с Натальей согласна, помимо того, что нужно ребенку читать, нужно хоть как-то самой тоже образовываться. Чтоб самой было что ему рассказать. а то. оттого, что я 15 раз прочитаю ему курочку рябу, он умнее не станет. Я за чтение, конечно, но если ребенок этого действительно хочет

  7. Статья замечательная, у нас ребенок читал в 2 года. Я считаю, что очень важную роль в нашем случае сыграло и то, что вся семья читающая, и то что книг в доме очень много, ну и то что любимая игра была кубики, а кубики были с буквами. Он и читал вначале как кубики составлял, перечислял все буквы, а потом называл слово. Буксовал на длинных словах. А насчет времени — его на самом деле не так уж и много нужно пол часа чтения перед сном и минут по 5-10 днем в играх. Главное желание.

    Анна Александровна: Не мучьте вы так ребенка Курочкой рябой :-) купите сказки Сутеева.

  8. Отличная статья! моему малышу 8 мес. в 2-3 месяном возрасте я ему читала Абая, но его няня постаянно включает тв в мое отсутствие и присутсвие, и ставит на музыкальные каналы, и ребенок без него никак не засыпает! меня это тревожит!!! хочу ему с младенчества привить любовь к книгам! сама их просто обожаю

  9. Отличная статья, нашел все ответы на свои неразрешимые вопросы!
    Действительно воспитание начинается еще до рождения, каждое мгновение взросления ценно и надо его использовать на развитие ребенка.

  10. Мой ребенок учится во 2 классе. Все те методы о которых говорилось выше не принесли положительного результата.

  11. Книги читаем ему с самого рождения. В 11 месяцев знал несколько букв, в 2 года весь алфавит. Мог «собрать» в слова буквы — л-е-с (лес), с-а-д (сад) и т.д. Детские книги покупали очень часто, не запрещали их мять, рвать и т.д. Ни один день не проходил у нас без чтения книг. Самостоятельно начал читать в 3,5 года. Но все таки приятнее ему было слушать когда ему кто-то читает, а не тогда когда он читает сам. Сейчас ему уже 8 лет, а желание читать самостоятельно без помощи взрослых так и не появилось. Должна сказать, что ребенок не просто не любит, не хочет читать, а он просто ненавидит это делать… Кладёт демонстративно носовой платок рядом с собой, когда я его прошу, что-либо почитать… И начинает причитать, как старый дедушка: «Ой, сколько читать…, — И как только можно любить читать» и т.д. Начинает плакать, вздыхать, в общем делает все чтобы я его не заставляла это делать.
    Советы сказанные выше применяю. И читаю на ночь, и по ролям читаем. Книги покупаю очень интересные В. Драгунский, Марина Дружинина, Наринэ Абгарян Манюня, различные энциклопедии. Когда я ему сказала, чтобы он сам себе купил то, что хочет, он естественно выбрал ту книгу в которой было самое маленькое количество страниц…. Ищу ответ на вопрос повсюду… Обращалось к педагогам, в данный момент обратилась к интернету.

    • Так не заставляйте его читать. Иначе в дальнейшем чтение у ребенка будет ассоциироваться с не очень-то приятными воспоминаниями. Вот Вы говорите, что перепробовали много методов, но они так и не помогли. Может, его просто пугает та активность, с которой Вы стараетесь заставить его полюбить книги? Если Вашему ребенку будет интересно читать, он начнет читать, а если нет – зачем же давить на него? Кроме того, в дальнейшем он может не читать книги из-за своего упрямства. Ведь если ему станет интересно, значит он сдался, значит Вы были правы. Возможно, это звучит глупо, но я прекрасно помню, как в детстве не признавалась, что на улице все-таки холодно лишь потому, что перед выходом меня чуть ли не насильно пытались заставить теплее одеться. Поэтому мне приходилось мерзнуть, лишь бы не слышать фразу «Ну я же говорила»

  12. Не ля Г. Есть достаточно много причин почему ребенок не хочет читать, начиная с того, что он возможно очень активный ребенок, возможно у него есть интересы, которые мы как родители не считаем приоритетными, нужно возможно больше безраздельного внимания, а порой просто простого наказания, а возможно это вопрос здоровья, что вызывает у ребенка неусидчивость. Главное не сдавайтесь, в том чтобы родители могли достичь результата, нужна настойчивость с постоянством и любовью, главное не допускайте раздражительности, это показатель нашей слабости. Успеха Вам

  13. Пример правильной психологии в воспитании ребенка (Re.)
    («Science-Psychology»)
     
    Совет всем будущим и настоящим родителям.
     
    Сын: Я хочу ХВОХ
    Мама: Зачем?
    Сын: Я буду играть. Это здорово. Там можно двигаться.
    Мама: А почему у тебя все еще его нет?
    Сын: Потому что ты не покупаешь!
    Мама: А почему я не покупаю?
    Сын: Потому что у тебя денег нет.
    Мама: Совсем-совсем нет?
    Сын: Есть, но на ХВОХ ты их не потратишь
    Мама: А почему?
    Сын: Потому что ты их тратишь на другие вещи.
    Мама: На какие?
    Сын: Наверное, на более нужные.
    Мама: Что может изменить ситуацию?
    Сын: Если мы будем меньше тратить?
    Мама: От чего ты готов отказаться ради ХВОХ?
    Сын: От кино и конфет
    Мама: Можешь посчитать, сколько за месяц сэкономишь таким образом?
    Сын: Около тысячи
    Мама: Сколько месяцев будешь так копить на ХВОХ?
    Сын: Полтора года.
    Мама: Можешь подождать полтора года? Пожить полтора года без кино и конфет?
    Сын: Нет
    Мама: Есть еще идеи?
    Сын: Я пойду работать?
    Мама: Куда тебя возьмут в 11 лет работать? Кто тебе будет платить?
    Сын: Никуда. Не знаю.
    Мама: Пока ты этого не знаешь, пока не придумал, как зарабатывать деньги, что еще ты можешь предложить для достижения цели?
    Сын: Тебе надо больше зарабатывать.
    Мама: Прекрасно. Можешь подсказать, как мне больше зарабатывать?
    Сын: Больше работать.
    Мама: А где мне взять на это время?
    Сын: Что-то другое не делать.
    Мама: Например? Не спать, не есть, не отдыхать я не могу. Куда еще уходит мое время?
    Сын: Ты еще ходишь в магазин, готовишь, моешь посуду.
    Мама: Что еще?
    Сын: Еще пылесосишь
    Мама: Что из этого я могу не делать? Кто будет делать это вместо меня?
    Сын: Я могу пылесосить, мыть посуду.
    Мама: Супер! Я как раз собиралась покупать посудомойку. Она стоит как ХВОХ. Но если посуду будешь мыть ты, то посудомойка мне не нужна. Ты готов мыть посуду каждый день, если мы купим ХВОХ?
    Сын: Конечно!
    Мама: Ты готов мыть полгода посуду, пока снова не накопим на посудомойку?
    Сын: Готов.
    Мама: А если ты не выполнишь договоренность? Если я куплю ХВОХ, а ты откажешься мыть посуду? Как мне тогда поступить?
    Сын: Ну, будет честно, если ты заберешь у меня ХВОХ
    Мама: А если ты наиграешься за два дня, ХВОХ тебе надоест и ты перестанешь мыть посуду? У меня тогда не будет ни денег на посудомойку, ни чистой посуды. Что я буду чувствовать? Что бы ты почувствовал на моем месте?
    Сын: Что меня обманули.
    Мама: Ты будешь дальше продолжать верить человеку, который тебя обманул?
    Сын: Нет.
    Мама: Будешь дальше с ним о чем-то договариваться, что-то для него делать?
    Сын: Нет.
    Мама: У тебя будут еще какие-то желания, после того, как ХВОХ получишь?
    Сын: Конечно.
    Мама: То есть, ты понимаешь, что если ты, получив ХВОХ, нарушишь условия нашей договоренности, то дальнейшие твои желания я не буду стараться выполнить? Ты понимаешь, что в твоих интересах выполнять условия договора?
    Сын: Конечно.
    Мама: Что может помешать тебе выполнить условия?
    Сын: Я могу устать.
    Мама: Как предлагаешь решать проблему?
    Сын: Давай у меня будет выходной от посуды в воскресенье
    Мама: Хорошо. Договорились?
    Сын: Договорились.
     
    Сравните с другим диалогом:
     
    Сын: Я хочу ХВОХ
    Мама: Давай я куплю, но за это ты всегда будешь мыть посуду в течение года, кроме выходного дня. А если не будешь, то я тебе больше никогда ничего не куплю.
     
    Вроде бы, договоренность по факту та же самая. Но результат — разный. Во втором случае условия ребенку навязаны взрослым. В первом случае — ребенок сам (с помощью наводящих вопросов) пришел к договоренности, а значит уровень осознанности и ответственности за соблюдение условий договора будет выше. И еще ребенок получил опыт решения жизненной задачи.
     
    Статья взята из группы вк «science psychology»
    Думаю, можно использовать такой же принцип относительно чтения с:

  14. Я моего (12 лет) последнее время вообще не оторвать от книг последние пол года, вот думаю радоваться этому, или нет…

  15. Ребенок должен в это втянуться. Всем советую прочитать книгу
    «Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное», которую написал Шамиль Ахмадуллин, вот эту http://www.labirint.ru/books/483964/. Читается очень легко, в ней много очень полезной информации, так и практических упражнений, которые вполне интересно реализовывать. Моей дочке очень понравилась и результаты на лицо.

  16. Меня этот факт очень расстраивал. Как же так – ведь это мой сын! Почему он совсем не такой, как я? Как же он будет развиваться, формироваться без чтения? Как привить ребёнку любовь к чтению и возможно ли это?

  17. Интересная идея — прислать ребёнку письмо от его любимого мультгероя. Письмо — бумажное, в конверте. Такое личное послание, наверняка, захочется прочесть самому. Можно целую переписку устроить.
    Сервис МультПочта занимается отправкой таких писем multpochta.ru

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!:

3 обратные ссылки

  • Как привить ребенку любовь к чтению: 10 заповедей родителя. —
    on 17.11.2012
  • Как привить ребенку любовь к чтению. | Пролеска-подснежник
    on 23.02.2017
  • КАК ПРИВИТЬ РЕБЁНКУ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ: 10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЯ. — NARASPUTYE
    on 30.08.2017
Перейти к верхней панели