Самоконтроль

15.07.2009 в Воспитание детей

Школьные успехи детей зависят не только от их способностей, но и от того насколько хорошо они могут организовать процесс обучения, выполнения домашних заданий. Бывает, соберется ребенок уроки делать, и то в окно засмотрится, то на кошку отвлечется, а время идет.… В результате, уже пред сном, после многочисленных замечаний родителей, задание все же кое-как выполняется. Трудности с выполнением уроков часто возникают потому, что ребенку просто не хватает навыков самоконтроля.

Дети, по своей природе, любознательны. Это их преимущество, но в детском возрасте сопровождается повышенной отвлекаемостью. Как только в поле зрения ребенка появляется какой-то новый, интересный предмет, внимание ребенка тут же приковывается к нему. Задача родителей – помочь ребенку овладеть навыками самоконтроля и саморегуляции. Самоконтроль – это не только возможность выполнять какие-то действия, с помощью усилия воли, но и возможность найти ошибки в своей работе, опираясь на помощь взрослого или, сравнив работу с образцом. Если ребенок не слушает объяснения взрослых, часто отвлекается, можно поступить просто — убрать все отвлекающие предметы из поля зрения. Но принесет ли это пользу? Как временная мера – да. Рано или поздно ребенок окажется в ситуации, которая потребует волевого усилия для выполнения задания и, без соответствующей тренировки, ему будет трудно справиться с заданием.

Как помочь ребенку научиться владеть своим поведением?

Первый шаг к произвольному поведению — это выполнение какого-либо действия по инструкции. Сначала, это речь взрослого, обращенная к ребенку, затем речь ребенка, его разговор с «самим собой». Благодаря такому «проговариванию» своих действий, ребенок может планировать свое поведение, действовать более последовательно.

Вот некоторые простые игры, доступные даже 3-4 летним детям, которые помогут ребенку овладеть навыками саморегуляции и самоконтроля:

1. «Сова». Ребенок – это мышка. Взрослый объявляет: «День наступает, все оживает». Ребенок может прыгать, бегать, до того момента, пока взрослый не объявит: «Ночь наступает, все замирает». Ребенок должен замереть в той позе, в которой он находится, если он пошевелится, «сова» может его поймать.

2. «Вопрос- ответ». Взрослый задает ребенку вопросы, а ребенок должен ответить на них, но не сразу, а только тогда, когда взрослый скажет ему: «Говори». Это научит ребенка сдерживаться, контролировать свою природную импульсивность.

3. «Спортивная ходьба». Ребенок должен пройти определенную дистанцию, как можно быстрее, но при этом не переходить на бег. Также важны игры, выполняемые по определенному образцу. Это может быть складывание разноцветных геометрических фигур в определенном порядке, рисование узора по картинке, и другие подобные задания.

Подвижные игры для занятий подбирайте таким образом, чтобы ребенок некоторое время мог совершать определенные действия, пользуясь каким-либо правилом. Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее, введя второе правило или какое-либо ограничение. Эти игры только на первый взгляд кажутся простыми, на самом деле, они учат детей управлять своим поведением и импульсами. Особенно эффективны такие игры для младших дошкольников (3-4 лет), с детьми постарше (5-6 лет) можно использовать и другие методы. Например, обсуждение действий ребенка, его отношений с друзьями. Такие разговоры помогают ребенку посмотреть на себя со стороны, как бы осознать себя.

Очень полезно, в таких обсуждениях задавать вопросы, предполагающие свободный выбор: « С кем бы ты хотел играть с Илюшей или с Сережей», «Что бы ты сделал на месте того мальчика?». Такие вопросы учат ребенка принимать решения самостоятельно, а не следовать родительским предписаниям.

Волевые качества лучше всего сформированы у людей, в жизни которых есть какая-то цель, которые знают, чего хотят. Поэтому нам необходимо находить привлекательную для детей мотивацию даже в самых прозаических действиях. Ребенок может хотеть сделать поделку, но долго вырезать, клеить кажется ему скучным. Напоминайте ему о конечной цели, о том, как эта поделка украсит его комнату или каким прекрасным подарком бабушке она будет, и вырезать 20 лепестков, уже не покажется ему невыполнимой задачей.

Когда ребенок станет старше, можно будет побуждать его искать привлекательную мотивацию самостоятельно. Это можно сделать с помощью вопросов, например: «Что ты потом сможешь сделать с этим предметом?», «Для чего это тебе нужно?» и так далее. Если конечный результат будет казаться заманчивым ребенку, работа уже не будет такой неинтересной.

Способность к самоконтролю, умение принимать самостоятельные решения, выдержка на пути к решению проблемы – все эти качества помогут вашему ребенку стать успешным не только в учебе, но и в любом начатом деле. Никто лучше вас не сможет развить эти качества в вашем ребенке. Ваши помощники в этом — игры, беседы и личный пример.

Google Bookmarks Memori.ru МоёМесто.ru

6 ответов на Самоконтроль

  1. Отличная статья, спасибо.

  2. Prekrasnaya stat’ya, bol’6oe spasibo

  3. Посоветуйте пожалуйста, у ребенка отсутствует мотивация к учебе. Уроки делает через силу, как-нибудь, в школу ходить не хочет. Когда с ним говоришь, ему 10 лет, все понимает. Рассуждает, что станет взрослым, что если не получит образование, не сможет найти интересную работу и т.п. У ребенка СДВГ, ОНР. Как ему помочь?

  4. Статья ценнейшая.Осталось «включить»её в свое поведение чтобы научить ребенка.Спасибо большое!

  5. И в самом деле все кажется довольно простым. нужно будет обязательно попробовать. Главное не забывать об этом.

  6. Замечательная статья. Очень правильно и понятно все. Если бы в школе детей учили разбираться в себе и принимать правильные решения . Каждый ребенок а потом и взрослый в нашей стране мог бы стать успешным и удовлетворенным своей жизнью.
    Мы зачастую не можем справиться со своими эмоциями решениями и такими же к сожалению растим и наших деток.

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!:

1 обратная ссылка

  • Управление гневом | Психолог и психотерапевт Александр Кузнецов: психологическая помощь, советы психолога и консультация психолога москв
    on 20.08.2009
Перейти к верхней панели