Моторное развитие ребенка

17:18 | Наш опыт Автор: Жанна Скорина

Всем хорошо известно, что речевое и моторное развитие тесно связано друг с другом. С моторикой у дочери были проблемы с рождения – сказались и родовые травмы, и проблемы во время беременности. Заговорила дочь только после трех лет, но проблемы с речью и с моторикой все равно остались. Этой проблемой я занималась очень много и занимаюсь до сих пор. Так как ребенок первый, для меня все это внове. Я не знала, что ребенок не сразу начинает кон­тролировать движения всех сво­их мускулов, и ему нужно по­мочь научиться делать это. Например, движения мелких мускулов начинают контроли­роваться позже, чем движения крупных мускулов. После шести месяцев необходимо обратить особое внимание на артикуляционную моторику. Например, ребенок улыбается – активизируются мышцы губ. Чем раньше ребенок научится щелкать языком, присасывая язык к небу, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (ш, ж, р, л, и т.д.)

Уровень развития речи находится также в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, на это указывают исследования деятельности детского мозга и психики. Поэтому уже с 4-5 месяцев необходимо уделять внимание тренировкам пальцев рук (массажу кистей рук, каждого пальца, каждой его фаланги). Разминать и поглаживать их в течение двух – трех минут ежедневно. А с 10 месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую. Как можно раньше необходимо приучать ребенка к самостоятельности.

Вот список основных сенсомоторных навыков, которыми обладает хорошо развитый ре­бенок в возрасте приблизитель­но трех лет. Если со­ответствует — никакие задержки речи ребенку не страшны. Он хорошо раз­вивается и со временем будет прекрасно говорить.

  • Он хорошо ощущает свое положение в пространстве и по отношению к другим предме­там;
  • у него хорошая координация движений;
  • он понимает отношения в пространстве: далеко-близко, назад-вперед;
  • у него хорошая осанка и чув­ство равновесия;
  • он может и любит делать разные ритмичные движения;
  • он может опознавать многие предметы на ощупь:
  • знает разницу между «горя­чо», «холодно», «тепло»;
  • понимает, что существуют разные цвета, формы предме­тов, разные звуки и фактуры поверхностей;
  • может подобрать разные вещи по сходству;
  • у него сформировалась ко­ординация «глаз—рука»:
  • ему знакомы такие понятия: длинный — короткий маленький — большой высокий — низкий широкий — узкий вверху — внизу твердый — мягкий;
  • он различает запахи, узнает различные звуки.
Google BookmarksMemori.ruМоёМесто.ru