педиатр и детский психолог - консультации и развивающие методики

Мой подарок вам

Веселая книжка о воспитании бесплатно ...
В - онлайн консультация не выходя из дома кликни ...

Прививать ли ребенка?

!----!----!----!----!

Секундочку ... Секундочку ...
Записаться на прием

Запись на прием

Ваше Избранное

  • Здесь будет Ваше Избранное - кликайте звездочку над понравившимися статьями

Расскажите знакомым

Поставьте ссылку на сайт

Вы кликаете – мы растем

FavoriteLoadingДобавить в Избранное Отправить другу Отправить другу

Детский психолог НЕ рекомендует отдавать ребенка в детский сад

«Как?» – спросите вы. – «А как же социализация, приучение к правилам, подготовка к школе?» А давайте-ка честно ответим себе на такой вопрос: неужели, если есть хоть малейшая возможность заниматься с ребенком самостоятельно, мы не в состоянии дать ему все это сами, в естественной для него среде его родного дома, не отдавая ребенка в детский сад, где, вполне возможно, он будет одним из 25-30 себе подобных на попечении чужого для него человека, в доброте и квалификации которого вы, скорее всего, не уверены? Неужели обеспечить общение ребенка с другими детьми никак не возможно вне стен детского сада?

Если отдать ребенка в детский сад вас заставляют другие причины, то прошу вас, взвесьте все за и против еще раз. Вот что вам следуете иметь в виду, принимая окончательное решение.

  1. До 4 лет у ребенка не выражен мотив общения со сверстниками. «Социализация» до этого возраста неэффективна. Перед ребенком стоят другие задачи развития. Это вам скажет любой детский психолог (и даже назовет какие это задачи).
  2. Отсутствие должного персонального внимания к ребенку из-за большого числа детей в группе может привести к тому, что ребенок «принесет» из сада не столько новые знания и навыки, сколько дурные привычки и дефекты в личности. Драчливость, дурные слова и жесты, пошатнувшееся чувство собственного достоинства и уверенности в себе ребенка вследствие систематических нападок на него какого-нибудь «плохиша» в группе или крикливого и жесткого воспитателя – обычное дело. Вы думает отдать ребенка в детский сад, чтобы жестокая «правда жизни» сделала его сильнее? Поверьте мне, в этом возрасте результат будет прямо противоположный. Чтобы тренировать свою силу в стрессовых ситуациях, ваш ребенок должен сначала ее впитать. Догадываетесь об источнике? Ваша любовь. До того, как она создала в ребенке внутренний стержень уверенности в себе, стрессы не делают его сильнее, а уродуют только его личность.
  3. Если вы думаете отдать ребенка в детский сад до 3,5 лет, знайте, что большинство детей в этом возрасте не готово к разлуке с мамой. Дети думают, что мама их бросила, ей больше нельзя доверять. Это может изменить личность ребенка раз и навсегда, поколебав его чувство базовой безопасности, и положив начало диффузной тревожности, безинициативности и зависимости. Проявления такой травмы вы можете сразу не увидеть, но обязательно увидите последствия в будущем.
  4. Глисты и инфекции. Часто оказывается, что отдав ребенка в детский сад, вы оказываетесь в ситуации, когда в течение года ребенок находится в саду не более нескольких недель – остальное время он болеет дома. Незрелая иммунная система + стресс незнакомой и часто враждебной обстановки = часто болеющий ребенок и/или хронические заболевания.
  5. Повышенная опасность травматизма. Причина – все та же переполненность детских садов и, как следствие, недосмотр.
  6. Взятки. Если вы не дали на покраску стен или новую крышу, то к вашему ребенку, возможно, будут относиться соответственно.
  7. Низкая квалификация (за редким исключением) воспитателей. Не вдаваясь в подробности, скажу только, что очень малая их часть учит детей главному: умению думать (это совсем не то, что научиться читать и считать), сочувствовать, верить в собственные силы, эффективно общаться, желанию учиться и сотрудничать с другими. Зачем ребенку «подготовка к школе», если она не основана на этих базовых навыках?

Этот список можно продолжать. Если вы все-таки решили отдать ребенка в детский сад, подумайте хорошенько, знаете ли вы достаточно тех людей, в чьи руки вы передаете ваше самое дорогое сокровище? Уверенны ли вы в их терпении, доброте и квалификации? Так ли уж нет у вас возможности отложить садик хотя бы на год, дав малышу немного окрепнуть и телом, и душой, или вообще заниматься с ним самостоятельно?

Вот вам еще несколько зарисовок из реальной детсадовской жизни:

  • Девочка залезла на дерево, упала в с него в кусты – не сразу спохватились… В результате сотрясение мозга и подвывих шейного отдела позвоночника на всю жизнь.
  • Двухлетнего, привязанного к маме мальчика рыдающего оставили в детском саду. Нянечка уверяла потом (как обычно), что все дети так, а через пять минут уже забывают и бегают себе, играют. Но мама решила проверить. Наблюдала через окно и увидела, как половина детей, в том числе и ее малыш через час после ее ухода, синие от рыданий сидели в одиночестве и прострации, тупо глядя в пол.
  • Другой маме мальчика 2,5 лет точно так же удалось наблюдать сцену, когда другой мальчик, старше ее сына на год, с разбега ударил его головой в грудь. Подошла воспитательница, сказала «ай-ай-ай» и ушла. Как вы думает, что произошло в душе ребенка? Стал ли он сильнее? Чему он научился?
  • У девочки 1,10 после ухода мамы начался приступ неукротимой рвоты, который смогла остановить только скорая.
  • Девочка трех лет весь день удерживала мочу, потому, что унитазики были плохо закреплены и шатались. Последствия – мочеточниковый рефлюкс.
  • Некоторые дети в московских садах вообще отказываются завтракать, потому что вместо привычных для ниш каш и сока, им с легкой руки какого-то чиновника, теперь предлагают сухой корм Несквик с молоком.
  • Вот это меня особенно поразило. Одна мама, оправдывая орущую на детей воспитательницу, сказала: «Ну, ведь их так много у нее, группы переполнены, а ей надо успеть впихнуть им в головы много знаний». Бедняжка, конечно, ей просто необходимо дать возможность снять свой стресс на наших детях.

Поймите меня правильно, я не против детских садов вообще. Есть отлично оснащенные детские сады с малыми группами и талантливыми и добрыми преподавателями, но, к сожалению, таких мало. Подумайте, в чьи руки вы отдаете ребенка, и готов ли он в 2-3 года к такому испытанию. Если  большинство с легкостью отдает ребенка в детский сад, это совсем не означает, что это правильно. Мы привыкли к этому безобразию просто потому, что оно распространено. Убеждение о необходимости непременно отдать ребенка в детский сад – это как кариес: чрезвычайно распространен, но является ли он нормой?

Но если у вас действительно нет выхода или ребенку уже исполнилось 3,5 года и вы нашли детский сад с действительно талантливыми и добрыми педагогами, то адаптироваться к садику вам поможет вот это видео из моего сообщества на сайте Вконтакте.ру (вам нужно зарегистрироваться Вконтакте, чтобы смотреть видео, если у вас еще нет там аккаунта).

Детский психолог DoctorPapa © 2009 Кузнецов А.В. Отдать ребенка в детский сад. Консультация детского психолога.

Нарисовать вот такой цветок (даже лучше) может теперь и трехлетний малыш:

Детский психолог

Google Bookmarks Memori.ru МоёМесто.ru

Смотрите также:

Подпишись на новые статьи по e-mail:

239 коммент. к Детский психолог НЕ рекомендует отдавать ребенка в детский сад

  • Инна

    Спасибо Вам за статью.
    Прочитала ее давно.Взяла на заметку.А люди странно читают между строк ))) Не обращают внимания на советы психолога, а усматривают какой-то скрытый подтекст.
    Мой сын 2.4 второй день в садике.Деток 12 чеорвек, 2 воспитательницы,НИКАКИХ криков или раздражения.Но на полный день я все равно не оставляю,только с 8 до 13.

  • Анна

    Полезная статья и породившая много отзывов. У меня двое детей погодок (3 года и 1 год 9 мес), в садик мы не ходим и не планируем пока (возможно лет после 4-х). Полностью согласна, что детей до 3, 3,5 лет в садик не стоит отдавать. Ну а в более позднем возрасте – в зависимости от характера ребенка, желания родителей и их финансовых возможностей. По поводу противоположных высказываний о саде могу сказать только, что это неудивительно, что люди рассказывают прямо противоположные истории из опыта посещения детского сада. Здесь просто не о чем спорить, на мой взгляд, доказывая друг другу, что сад это хорошо или плохо. Просто кому-то повезло, а кому-то нет. Как и во всех других сферах нашей жизни. В детстве я сама ходила в садик и ужасов не помню, но тогда моя мама устроилась специально воспитателем в садик, чтобы быть со мной рядом (после первого посещения садика меня родители забрали всю в синяках и укусах – воспитатель объяснила спокойно так что меня искусали так дети – по всему телу:))После этого мама,собственно, в сад и устроилась. Из детства моего мужа – его старшего брата в возрасте около 3 лет воспитатель закрыла в туалете без света во время тихого часа, не хотел спать. А потом она о нем забыла как-то. Спохватившись через несколько часов она его вызволила. Максим просидел на кафельном полу в темноте в одних трусиках несколько часов. Потом он долго долго болел пневмонией, про психологическую травму без комментариев. Воспитателям ничего не было, естественно. Своего младшего сына (то есть моего мужа), родители в сад уже не отдали. А моей подруге воспитательница закрыла раз рот металлической прищепкой (были такие в советские времена), к приходу родителей губы распухли в огромный синяк. Воспитатель там чего-то насочиняла и тоже ничего не было. Я не говорю, что все плохо везде, но и ничего не придумала – это реальные истории, а верить в них или нет, это Ваше дело. Но эти случаи были давно. Из более недавнего опыта – практика в детском саду, которую я проходила сама на последнем курсе универа. Никакого индивидуального подхода к детям там нет и быть не может в силу разных причин, даже не зависящих от воспитателя. Встречается грубость и довольно часто по отношению к детям, и это самое безобидное что может быть. Естественно, нужна школа жизни ребенку скажете вы, но, действительно, по возможности, не стоит ребенку такую школу преподносить хотя бы лет до 3. Также, я сама работала педагогом в частном детском центре, и даже там воспитатели с большой группой детей не в состоянии были справиться и бывали разные случаи. Александру еще раз спасибо за все, что он делает. Замечательный сайт и много всего полезного. Удачи Вам в работе и в семье. :wink:

  • Арина

    Здравствуйте! Как вовремя нашла эту статью, нашему сыну 3года 10мес, в садик начали ходить когда ему было 2,5 (в частный садик), ему нравилось, в группе всего 10 детей, воспитатели, которые действительно занимались детьми, игрушек просто море, питание отличное, короче говоря нам нравилось, НО больных детей водили так же исправно, ведь родители детей платят не маленькие деньги, поэтому медсесра конечно же ничего не говорила даже если (извените) сопли по колено, и кашель жуткий. Ребенок стал болеть, сначала редко, потом все чаще и наконец бронхит. Мы конечно забрали ребенка из сада. Теперь в 3 года пошли в государственный. Это конечно небо и земля. На второй день ребенка забирала в слезах и с синяком под глазом. От растерянности растеряла все слова, что нужно было сказать не сказала, спросила откуда, воспитатель уклончиво сказала, что вышла в туалет с другим ребенком, а когда вернулась наш уже подрался с кем-то, поверьте он сдачи может дать, но не забияка, кто этот драчун она не сказала, да и что было бы если бы я узнала, пошла выяснять отношения с родителями. После этого мы заболели на три недели. Идти в сад он конечно не хотел, но решили попробовать еще раз. Поговорила с воспитателями, просила быть более внимательными, так выслушала в свой адрес столько «приятных» слов, мол не водите если не нравится, тем более что я сейчас сижу в декрете у нас второй ребенок 6 мес. Я сходила к директору садика, попросила проговорить с воспитателями, или же заменить. Да относиться после этого стали внимательнее, но наш мальчик теперь наотрез отказывается ходить. И воспитателей нам поменяли, потому что дети стали жаловаться, что их ругают, называт бестолочами и даже бьют. Сейчас мы в отпуске, отдохнули, соскучились по саду, но пока не решили стоит ли оно того. Из своего детства могу рассказать, как однажды к нам пришла молодая воспитательница, красивая, веселая, сначала все она нравилась, но однажды на прогулке кто-то из детей ее ослушался, и потом заходя из раздевалки в группу каждый получил мокрым полотенцем по попе, ЧТОБЫ ДРУГИМ НА ПОВАДНО БЫЛО. Так что взвешиваем все за и против уже два месяца склоняемся к тому что и дома не плохо. У нас есть семья знакомая, у них мальчик того же возраста что и наш, тоже в сад не хотят водить, так вот если с ними общаться по чаще, хватит ли общения им?

  • Надежда

    Здравствуйте! Не согласна с мнением автора, не жалею что отдала ребенка в детский сад в год и 8(сейчас нам 4), конечно некоторые трудности бывают не без этого, но и в реальной жизни мы часто сталкиваемся с трудностями. Почему-то психологи при этом не рекомендуют сесть дома и не ходить на работу. Идеального нет – надо выбирать лучшее из того что есть. В саду много хорошего такого что родители дать не могут (систематические занятия по разным видам деятельности – музыке например), а про болезни скажу что если вы ведете здоровый образ жизни (зарядки ежедневно, небольшие закаливающие процедуры) и следите за своим ребенком (с соплями не водите, на больничном сидите до полного выздоравления, режим хотя бы примерно соблюдаете)
    то все болезни (ребенок не может расти совсем не болея) перенесете легко.

  • Ксюша

    Странно читать такие статьи, особенно от психолога.
    Отдали дочку в 2.5 года в садик.
    Она уже очень хотела, знала, что это этап такой,
    что там она будет «без мамы, без папы, без бабушки…»
    Сад государственный, недавно построен, поэтому группы маленькие –
    реально ходит 3-6 детей. Ходим 3 раза в неделю.
    Не плакала, говорила, что ей «было очень одиноко без мамочки».
    Не болела. Мы постепенно к садику приучали –
    тогда уровень стресса меньше, иммунитет выдерживает.

    Дочке явно на пользу: для нее стали существовать другие люди,
    начала знакомиться с детьми на площадке,
    заговаривать с незнакомыми и т.п.
    Стала понимать, что есть нежелательный пример,
    нечто, не достойное повторения.
    (Это к слову о том, что «принесет из садика вредные привычки».
    Так родители на то и есть, чтоб прокомментировать.)
    Самое, пожалуй, главное: дочка начала ценить время,
    проводимое с родителями, прогулки стали по-настоящему праздничными.
    То же самое могу сказать и о себе — небольшие расставания
    приносят большие радости.

    И еще. У меня, наконец, появилось время на любимую работу, на себя, на что-то,
    не связанное с дочкой. Это существенно улучшило в целом мое настроение,
    что, конечно, сказалось и на наших с дочкой отношениях.
    Врядли какому-то ребенку будет на пользу депрессивная мать.
    Не забывайте думать и о себе!

    А писать страшилки — просто подпитывать естесственные родительские тревоги.

    • Татьяна

      Ксюша, у Вашего ребенка не было проблем с адаптацией и желанием ходить в сад как раз, благодоря тому, что в группе 3-6 человек, как Вы пишите. Обычно сады переполнены, в группах по 20, а то и по 30 человек. Воспитатель реально не успевает следить за всеми, какой там индивидуальный подход… Я тоже хочу, что б моя дочь ходила в группу, где максимум 10 детей.

  • Даша

    Что за бред, дело не в том что рано до 3, 5 лет отдавать, а в том, что у нас в России система нездорова и к детям относятся не должным образом. Если бы воспитателям и няням платили нормально и финансировали детские сады – проблем бы не было. мало у кого есть возможность сидеть дома с ребенком до школы. Психолог наверное пишет про детей депутатов и олигархов, которые могут выбирать – отдавать или нет в детсад.

    • DoctorPapa

      Поэтому и не отдавайте, что «система нездорова и к детям относятся не должным образом». Если нет другого выхода, я всего лишь предлагаю взвесить все за и против – часто после этого выход находится, например, сделать домашний детский сад, сейчас закон это позволяет, или работать на дому (в интернете полно возможностей). До года-двух была возможность быть дома с ребенком, а еще год-два эта возможность не может использоваться? Бывает и такое, тут уж ничего не поделать, поэтому и пишу «если только есть возможность…»

      Милые мои, знаю как Вам тяжело, прошу просто поискать варианты, а там как получится.

    • Милетина

      Даша, мой старший сын не ходил в садик, я сидела с ним дома до школы, а младший ходил с 3-х лет т.к мне казалось,что нам срочно нужна зарплата,папиной не хватает ( а до этого хватало,почему то)..сейчас младшему сыну 9 лет, и он мне сказал,что мог бы и картошку с хлебом есть, зачем я водила его в дет.сад??? променяла его на свою зарплату…и что здесь ответишь, ничего…одни мыслят шаблонами,а другие находят другие варианты, если только подумать..

      • Ирина

        Один мой знакомый мать в слезах просит не отдовать младших блезняшек в сад, а самому уже 16 лет. Почему такая ненависть не говорит.

  • Дарья

    Садики разные бывают.
    Согласна с психологом в том,что не каждый сад ребенку на пользу.
    Надо искать хорошие.
    Мы отдали сначала в Группу Кратковременного пребывания, в 1 год и 11 месяцев. Ребенок был такой мамсик до этого, вообще с рук все 2 года не слезал 8-O . Пошел в садик на 3 часа, сначала сидела с ним вместе в группе, раз 6 наверное. Потом стала уходить. Через месяц бежал в садик с радостью, даеж в выходные просился.
    Неправда, что у них «не выражен мотив общения со сверстниками». Моему нравится общаться и к тому же в саду очень много интересных игрушек. Сад, правда не обычный, полу-коммерческий. На основе обычного сада, есть коммерческие группы. Игрушек- как в магазине игрушек. Воспитатели просто чудесные.
    Вобщем мы были очень довольны. Спустя полгода хождения туда, переходим на полдня. Т.е. вместо 3-х часов, в саду проводим около 5-ти часов.
    Ребенку нравится. Играет с ребятами, хорошо кушает, ттт. Скоро попробуем оставаться на сон.
    У меня есть несколько знакомых мам у которых дети с 2-х лет ходят в сад и садик очень любят.

    Но. Когда старший ходил в садик, в старшую группу и я приходила к нему во время гуляния бывало, т.к. не работала- то помочь убрать листья, то что-то еще, да, я видела как рядом гуляли ясельники и мне это ОЧЕНЬ не нравилось. Некоторые дети играли, а некоторые рыдали всю прогулку, час-полтора и воспитатели не обращали никакого внимания! Возможно потому что детей много, всем не уделишь или еще почему- не знаю. Из ясельной группы, которая была напротив старшей, вечно раздавался ор, вой и плач.
    Глядя на это, я была уверена, что ни за что не отдам мелкого в ясли. Но оказалось, я что сады бывают разные.
    Так что мамочки, ищите просто хорошие сады!

    • Милетина

      В ситуации, когда ребёнок «с удовольствием бежит в садик», надо прежде всего обращать внимание на то, бежит ли он с таким же удовольствием обратно. И если нет — то задуматься.

      Напишу вкратце о защитном отчуждении. Сама по себе тема огромная, но чтобы понять, что происходит с ребёнком, нам надо представить её хотя бы в общих чертах.

      Защитное отчуждение — это разворот инстинктов привязанности на 180 градусов с целью защиты против ощущения невыносимой уязвимости в привязанности.

      Защитное отчуждение — это эмоциональная реакция на разлуку и стремление к контакту и близости со своей привязанностью. Нам всем знакомо это чувство. Представьте, что вы возвращаетесь домой из командировки. Ваши мысли полны фантазий о воссоединении со своими любимыми. Приезжаете, заходите в квартиру, и оказывается, что всё немного не так, как представлялось. Вас вроде бы ждут, но жена в данный момент разговаривает по телефону, сын ушёл играть в футбол с товарищами, а дочка с подружкой в своей комнате заняты игрой в куклы. Вы понимаете, что мир не вращается вокруг вас, в конце концов вы — взрослый человек и ничего особенного не произошло. Жена заканчивает разговор, она очень рада вас видеть. Ну как прошла поездка? – Нормально. Как твои дела? – Нормально. Что-то случилось? – Всё нормально. Вы всё понимаете, но ничего не можете с собой поделать! Ожидание было слишком долгим, стремление к близости слишком сильным, мозг устал ждать и надеяться и малейшая осечка порождает раздражённость и агрессию.

      Точно так же и ребёнок, весь день ждавший воссоединения, при вашем появлении может отворачиваться от вас, убегать, прятаться, проявлять отчуждение и противление. Это естественная реакция, которая должна довольно быстро проходить при вашей настройке на ребёнка (завладевании), когда вы восстанавливаете привязанность.

      Тревогу надо бить, когда ребёнок не может выйти из защитного отчуждения. Защитное отчуждение – очень нехорошее состояние, порождающее массу проблем: агрессию, тревожность и связанные с ней расстройства, противление, пищевые расстройства, влечение к незнакомцам и т. д.

      Вот что пишет Джон Боулби (известный английский психолог и психоаналитик) об отчуждении у детей, помещённых в госпиталь без матерей: «Оно (поведение ребенка – О.П.) может быть разбито на три фазы, в соответствии с которыми его отношение к матери является преобладающим. Мы описали их как фазы протеста, отчаяния и отчуждения. Вначале со слезами и гневом ребенок требует возвращения матери и надеется, что ему удастся ее вернуть. Это фаза протеста, и она может длиться несколько дней. Позднее он становится тише, но для проницательного взгляда ясно видно, что он столь же сильно, как и прежде, озабочен отсутствием матери и все еще жаждет ее возвращения; но его надежды увядают, и он находится в фазе отчаяния. … Однако в конечном счете происходит более серьезное изменение. Он кажется забывшим свою мать. … Это третья фаза – фаза отчуждения» (Дж. Боулби «Создание и разрушение эмоциональных связей»).

      В нашем случае, когда ребёнок «с удовольствием бежит в детский садик» , самым распространённым вариантом будет, пожалуй, перенос привязанности на ровесников (менее желательно, но чаще всего), либо на воспитателей (более желательно, но случается реже).

      Тогда из садика ребёнка приходится забирать с истерикой, он просится туда на выходных и круглосуточно требует для общения друзей-приятелей. Дома ребёнок полон противления, не хочет быть с родителями, не хочет быть похожим на родителей, копирует своих ровесников и постоянно озадачен тем, как им угодить и понравиться.

      Как возвращать ребёнка в семью я писала в своей статье об укреплении и поддержании привязанности.

      Опыт одной семьи:

      - Попробовали стать заботливой альфой. Позитивные сдвиги очевидны, дочь стала лучше слушаться, отношения стали приносить больше удовлетворения. Больше всего поразило то, что дочь сама придумала «волшебные бусики», чтобы при нажатии на одну бусину можно было в садике связаться с мамой. Это оказалось тем более неожиданно, что мы были уверены, что разлуку в детском саду она переносит совершенно спокойно, т.к. сама в большинстве случаев идет в сад даже тогда, когда настойчиво ей предлагаем остаться дома.

      - Какая хитренькая девочка. А как она пришла к «волшебным бусикам»? Вы разговаривали с ней о разлуке, предлагали разные способы?

      - Да, в том- то и дело, что если и говорили, то совсем мимолетно, может просто выражали понимание, что в садике она одна, без родителей, спрашивали, не грустно ли ей там одной целый день (предлагая отдохнуть от садика денек). Мы это и раньше предлагали, когда была возможность, и она всегда была рада остаться дома, но с тех пор, как возникла конкурирующая привязанность в детском саду, стала отказываться, даже в выходные стала в сад проситься . (Конкурирующей привязанности поспособствовало рождение младшего брата — О.П.). Были и другие признаки того, что в наших отношениях с ней что-то не так, они перестали радовать, стало слишком много раздражающих моментов.

      И вот уже пару месяцев мы пытаемся вернуть ребенка в семью, восстановить отношения. А тут как-то на выходных она нанизывала бусы, и вот, придумала одни бусики для себя, другие – для мамы. Как у Вас написано – привязанность на уровне подобия и связь во время разлуки. У мамы челюсть так и отпала! Или может у других детей подсмотрела? Ничего подобного мы не предлагали.

      Теперь у нас другая проблема – она все чаще хочет остаться дома. Дело в том, что мы живем в Германии, а дома говорим по-русски, поэтому дочь должна ходить в сад, ради немецкого. Она вообще у нас очень общительная, с детьми быстро находит контакт. В общем, сейчас стараемся ее забирать пораньше из садика, оставлять дома чаще, соединять разлуку, поддерживать контакт с воспитателем, найти свою альфу, заботиться.

      Теперь ситуация, когда ребёнок бежит в садик, бежит из садика, «заскакивает на родителя, как на пальму», дома не капризничает, с привязанностью к родным всё отлично.

      Для начала хочу вас предупредить, что разбираться с тем, хорошо или плохо в действительности вашему ребёнку в саду — это ваша зона ответственности. Дети не в состоянии рефлексировать свои ощущения, не понимают, что что-то не так. Максимум могут реагировать инстинктивно .

      Другой наглядный пример :

      … мой ребенок ходил в сад. Мог не ходить, но песня у всех была такая «социализация-социализация». Внешне всё выглядело более-менее. Маразмы встречались, причем немаленькие, но мой даже не рыдал и со всеми играл. Правда, за 2,5 года запомнил имена только у двух мальчиков, и вообще забывал их всех, стоило ему выйти за ворота. На вопросы про сад говорил всегда: «Всё хорошо.»

      На исходе последнего года как-то раз в обычной нашей вечерней беседе я попросила его рассказать мне сказку (он тогда каждый день сочинял по несколько сказок, и одна воспитательница даже какую-то работу научную из этого соорудила). Так вот, ребенок подумал и говорит: «Что-то сказка не придумывается сейчас, так что давай я тебе расскажу про свой обычный день.» Я охотно согласилась, и он начал тоном сказителя повествовать. Начал с самого утра, как просыпается, идет умываться и т.п., потом описал как идет в сад, перечислил всё, чем он там занимается, упомянул прогулку и обед – все интонации были вполне позитивными, а фразы – нейтральными. И таким же повестовательно-нейтральным голосом продолжил: «А потом мы ложимся спать. Я накрываюсь с головой одеялом и думаю: «Когда всё это закончится? Сколько мне еще терпеть? Неделя идет за неделей. Мама, зачем ты меня сюда отдала?»
      И всё без драматизма, т.е. он не ко мне обращался, а цитировал свои мысли, когда он ложился там.

      Я обалдела, и говорю: «Ты же вроде ходишь спокойно, не жалуешься, не плачешь. Я думала, что тебе нравится.» «А что, можно было не ходить? – недоверчиво поинтересовался ребенок. – Я видел, что вы с папой хотите, чтобы я ходил. Что вам это нужно. И терпел. Но ты сказала, что скоро сад закончится, и я ждал-ждал… Уже весна. Когда же, наконец?»

      Вот, близко к тексту. Ну, мой вербализовал, к тому же был знаком с альтернативной жизнью – редко ходил на полный день, и мы, бывало, прогуливали из-за культурных мероприятий. А что там НЕ сформулировалось у других детей – кто знает.

      На что я бы советовала обращать внимание

      На глубину привязанности и наличие энергии дерзновения.

      Наблюдайте, развиваются ли различные уровни привязанности: хочет ли ребёнок быть с вами, стремиться ли он быть похожим на вас (со 2-го года жизни), считает ли он себя частью вашей семьи, предан ли он семье (с 3-го года жизни), значимы ли вы для ребёнка и хочет ли он быть значимым для вас (с 4-го года), ищет ли ребёнок подтверждения, что вы любите его и проявляет ли знаки любви к вам (с 5-го года), делится ли секретами, хочет ли, чтобы вы его знали, понимали (с 6-го года).

      А также наблюдайте за его любознательностью, интересом к миру, желанию творить, экспериментировать, быть открытым новым ощущениям.

      Если вы на 100% уверены , что в садике ребёнку хорошо, его привязанность к вам постоянно углубляется, а энергия дерзновения проявляется хотя бы периодически, то я с большой долей уверенности предположу, что у вашего ребёнка очень сильный межличностный интеллект и посещение садика для него несомненно будет положительным опытом, обогатит его новыми ощущениями, переживаниями, пониманием себя.

  • Наталья

    Односторонняя статья.В том смысле,что действительно она написана для родителей обеспеченных,каковых ,к сожалению ,очень мало.Остальным,почитав ее,остается только волосы на себе рвать…
    Из личного опыта – меня отдали в детский сад,поводили 3 или 4 месяца,потом забрали,потому что болеть начала.Негативных моментов не помню.Потом мама сидела с нами дома.Надо сказать ,что мама моя очень любила нас с братом и развивать старалась всесторонне.И физкультурой занималась,и рисованием…Но я когда пошла в школу – это был для меня шок.Я постоянно болела (просто «болячный» период перенесся на более позднее время).И попал в класс из «несадовских» детей.Отношения не складывались с одноклассниками особо.Короче,ужас.В пятом классе мама перевела меня в другой класс,где дети были после садика.Даже по школьным фото видно,как я из зажатого ребенка превратилась в нормального,открытого человека.И класс наш был дружным,никто никого не задирал,мальчики дружили с девочками.И успеваемость была лучше гораздо у «садовского» класса!
    Сейчас считаю,если бы меня родители не забрали,мне бы было проще на-много и общаться с людьми сейчас и адаптироваться к школе потом.
    Ребенка своего вожу в ЦИПР на занятия с 1 года3 мес.Первые два месяца висел на руках все время.Сейчас при слове «садик» бежит за своей одеждой с радостью.Осенью обязательно пойдем в ясли…
    А для того чтобы страшилки рассказывать не обязательно быть психологом.И уж точно никакого профессионализма я в статье не увидела.

    • Владимир

      Милая Наталья! Вы говорите о характере, который получает ребёнок при рождении, а в статье говорится о психологии и социальной адаптации. А по поводу страшилок- мне кажется, что совсем мало мамочек есть , которые думают что чужая тётя в саду будет лучше относиться к их ребёнку, чем мама. Кстати, о личном опыте: мой сын в сад не ходил до школы. В школе он с первого класса душа компании и лучший ученик. Поступил в суворовское сам там стал лучшим учеником и лицеистом. Сейчас я воспитываю внука.Для чего бросил бизнес. У бабушки на внука нервной системы не хватает. Так вот, внуку 3,7 года. Он с трёх лет знает алфавит руск. и англ. пишет буквы и цифры, считает до ста в любом порядке и любого места. рисует акварелью, карандашами, мелками. В 3,5 года он уже складывал слова с платиковых букв английских и примеры из цифр до 5. Комп-р он освоил с 3 лет. Заходит сам ( пишет адрес) в ютуб ( к примеру: ABCsong ) используя одинаково хорошо как мышку, так и тачпад. А про игры я и не говорю. От Алавар игры-головоломки типа Монтесума-3 или 4 элемента 2. первые несколько уровней проходит сам. Два часа в день занимаясь этим. Час утром и час вечером. Знает режим( распорядок дня). Причём занимаюсь с ним только в виде игры и когда он хочет. Ориентируется по часам, стрелочным, знает сколько время, без минут. Когда кушать,когда спать днём и вечером. Когда прогулка. Очень любит с детьми на площадке играть и находит с ними компромис, абсолютно не конфликтный. Это при том что он отставал в развитии с рождения. Можно долго перечислять ещё. Вопрос- в саду есть такие результаты? Если нет то почему? Как я заглянул на эту страничку? Невестка хочет отдать его в сад. Она разошлась с сыном и забирает внука. Сын с женой жили отдельно и брали иногда на выходные.Хотя живут в 15 минутах ходьбы или две остановки автобуса. А сейчас она уехала к маме ( 5 остановок) и забирает внука хотя работают обе. Вопрос- с какой целью ОНА отдаёт ребёнка в сад?

    • Милетина

      Наталья, а мы ходим в развивающий центр,где педагог младших классов школе…я выяснила,что из 15 человек деток, 1/3 несадовские..я спросила,есть ли в чем то отличие, и как часто они болеют..она сказала,что отличий нет,только несадовские более шумные и активные,мешают ей на уроке..и по поводу болезней сказала,что никто особо не болеет, т.к она считает,что в болезнях виноват преподаватель,кот.дети боятся, а у нее очень хороший климат в классе..ее «садиковский» сын тоже учится в начальной школе, но несмотря на то,что в саду проблем не было, и переболел всеми садиковсими болячками,как она считала, теперь каждый раз после школы рыдает у нее на плечах, и болеет даже,чаще чем в саду, т.к учительница очень плохая…

  • Анна

    Спасибо огромное за статью! Полностью согласна с написанным. Нашему сыну сейчас 7 лет, ходит в первый класс. В садик не ходили ни одного дня сознательно, и даже не пытались устраиваться. Занимались дома,общались с детками во дворе и знакомыми, посещали различные занятия. Как результат – ребенок в первом классе по развитию на первом месте, общительный, с индивидуальным мышлением… очень интересен в обществе.
    Я по образованию психолог, и мой сын как подтверждение идее о том, что «психолог не рекомендует отдавать своего ребенка в садик»..

  • Лилия, мама Камиллы

    Замечательная статья и как хорошо, что она есть!!!!!!! Полностью согласна с мнением автора. А тем, кто не согласен с мнеием доктора Папы я рекомендую. хоть и повторю уже сказанное в комментах, читайте статью внимательно, не «между строк», уловите основную идею написанного.

  • Алина

    От начала человеческой истории воспитанием ребенка занимались родители, это же заложено природой, ну посмотрите на любое живое существо, на киску, собачку. Детские сады относительное новшество нашего времени, раньше ведь не было ни каких дет. садов и ни чего, не страдали ни какими отклонениями личности! Я не против дет. садов, понимаю что у кого-то нет выхода, я за естественное воспитание. Кто кроме любимой мамочки сможет все рассказать и объяснить любопытному чаду? Только вы сами заложите и разовьете в ребенке правильные моральные принципы и достойные качества, а ни какая-то чужая тетка, вы же не знаете что приемлемо и нормально для нее, и уделит ли она должное внимание ребенку, ведь кроме коротких занятий, все остальное время дети предоставлены сами себе.

  • Александра.

    Как бы это ни грустно звучало, но статья правдива. Могу подписаться под каждым словом. Когда мой сын был еще маленький, то я прочла в одной книге, что мальчиков НЕЛЬЗЯ отдавать в сад раньше 3-х лет, т.к. они больше привязаны к маме, чем девочке. И я не отдавала. Я ждала того времени, когда он будет хорошо говорить, чтобы смог рассказать, если его кто обидет в саду. Говорить мы начали рано. К 3 годам действительно его психика была готова к выходу в дошкольное учреждение и мы пошли в сад с радостью. Но я не учла самого основного – взрослый может обидеть так, что ребенок не сможет этого объяснить! Он просто замкнется в себе и его психика будет сломлена. Именно это и произошло с моим мальчишечкой. Его просто сломали. Морально!!! Воспитатель орала так, что он от страха обкакался!!! Не на него, на другого ребенка!!! А когда узнала, что «натворил» мой сын, созвала воспитателей из других групп и они все окружив его, стояли и стыдили, а он бился в истерике, плакал и повторял – Сейчас придет моя мама! Сейчас мама придет и заберет меня! И это в 3,5 года!!! Эту картину застала моя свекровь, которая работала в том же саду. В итоге у ребенка стойкий невроз, который мы не могли победить больше года. Со временем мы преодолели и это, но у ребенка так и остался надлом в душе!

  • murlila

    спасибо за статью. хорошо, что об этом стали наконец говорить. Я читала в свое время в жж у Ольги Писарик про исследования уровня гидрокортизола в крови у детей в дошкольных учреждениях. смысл результатов в том, что гормон стресса в крови у таких детей повышается во второй половине дня в то время, как у детей, находящихся дома, он постепенно понижается. постоянный стресс приводит часто к таким последствиям, как снижение иммунитета, а в крайних случаях – к повреждению мозга. эту теория подтверждает моя дочь. мы ходили изначально на 3 часа в день в первой половине дня и она ни одного дня не проболела. потом воспитатели сказали, что можно переводить на полный день. после первых 2 недель – неделя ОРЗ, дальше – больше, стали больше времени проводить дома чем в садике. опять стали ходить на полдня – ходили без болячек. перевели снова на полный день – болеем неделями. в общем, я считаю, что по возможности надо идти в сад как можно позже – тогда последствия будут не такими серьезными. конечно, это трудно в материальном плане, после выхода на работу мне пришлось больше половины зарплаты отдавать няне, но, мне кажется, очень важно выиграть время – эти год-два в жизни ребенка могут оказаться самыми важными для его благополучия.

  • Ольга Х.

    Добрый день.
    Пожалуйста посоветуйте, я вся измучалась от своих мыслей.
    Ситуация такая:
    Сын 2,10 мес сейча. Хороший, добрый мальчик.
    В июне 2012: В течении 1 месяца (2 р в нед) ходим в раз.кружок «ЗНАЙКА» (играют, рисуют, хороводы водят по 1 часу).
    В ИЮЛЕ 2012 дали место в саду (нам 2,10 г). Отдавать раньше ребенка не хотела, была ТВЕРДАЯ уверенность , что ему там делать нечего. Стала водить по 2 часа. Заведующая настаивала, чтоб сразу пошел к 8 утра на пол дня. Надо сказать, что он без меня никуда (бабушек нет), нов тот день остался на 2 часа, играл и был рад, не хотел уходить. Я уходила не «втихаря», как советовали воспитатели, а все объяснила ребенку и сказала, что его заберу.
    Так было 3 дня, потом другой мальчик случайно при входе врезался в сына, он заныл, я еле-еле его уговорила осталься в песочнице.
    На слудующий день, он просто не мог отцепиться от моей шеи, ныл, я ушла, но за дверью слышал, ужасную истрерику с заклебыванием, в которой он уже задыхаясь говорил, » я пойду за мамой схожу и прийду». Опятиь зашла и еле-еле уговорила на песочницу.
    Вся проблема в том, что дома в разговоре он мне говорит, что в садике ему нравится, что пойдем снова, одевается без проблем, а как мнеидти – …. ноет, слезы….

    Вопросы:
    1.Как понять чего-хочет ребенок?
    2. Воспитатели говорят надо переждать нытье? что будет с его психикой в этом случае?
    надо сказать, что в ЗНАЙКЕ, туда тоже ходим, он стал агрессийвне, все ломает, что ранье ВОООБЩЕ не было. И теперь не может меня отпустить и на час в ЗНАЙКЕ, сразу слезы и горестрашное у него на лице…
    3. Что мне делать, ради здоровья психологического готова уволиться сработы…?

    Спаисбо за внимание!

    • DoctorPapa

      Дорогая Ольга, по пунктам:

      1. Если вы об этом: «Вся проблема в том, что дома в разговоре он мне говорит, что в садике ему нравится, что пойдем снова, одевается без проблем, а как мнеидти – …. ноет, слезы….», то дело в том, что ребенок еще очень мал, чтобы дома представить себе что он будет чувствовать во время расставания в саду. От этого и путаница. Верьте тому, что он говорит при расставании.
      2. Эти воспитатели некомпетентны. Психика пострадает. Нужно время и Вы должны быть рядом, чтобы ребенок постепенно начал опять Вас отпускать сам. Это не нужно форсировать.
      3. Тут все зависит от источников дохода семьи. Если кроме Вашей зарплаты есть другие источники, на которые Вы можете жить – уволиться, если нет, то придется рискнуть психикой ребенка, если нет никого, кто с ним бы занимался их домашних, и идти на работу.

  • Ольга Х.

    Спасибо за ответ!

    Посоветуйте пожулуйста, в моей ситуации. Повторюсь, сыну 2,10 г, сейчас был перерыв неделю в саду (поездка на море).
    В итоге мы проходили в сад
    3.07 – 2 часа (отлично)
    5.07 – 2 часа (отлично)
    9.07 – 2 часа (отлично)
    10.07 – 2 часа (отлично)
    12.07 – 2 часа (ПЛАКАЛ, еле уговорила поиграть в песочнице, мальчик толкнул)
    16.07 – 30 минут (ИНТЕРИКА с заклебыванием, я слушала за дверью, забрала)
    17.07. – 40 минут (пришли к 8 утра позавтракали со слезами, и пошел маму искать, опять истерика)

    В итоге 4 дня по 2 часа – хорошо было, а потом,как егго мальчик толкнул он вот насторожился и пошли наши слезы.
    Завтра (26.07.12) надо идти в сад после моря!!!!!

    Изначально сад рассматриваю только как средство для общения ребенка. Для оставления на весь день речи не идет. Уволюсь – уже решила, буду работать на дому.

    Есть 3 варианта развития событий, ПОСОВЕТУТЕ, как лучше, вроде мы не долго проходили, что бы напчать с начала…

    1 вар.
    Начинаю с начала. Перевожу в адаптационную группу. И вожу ребенка на 2 часа в течении 3 месяцев. ИТОГ=2 часа. Кстати, лучше 2 раза водить или 3 раза в неделю?

    2 вар.
    Т.к. мы уже были на питании, нас вывели из адап.группы в обычную. Я привожу ребенка к 9 часам (без завтрака). Играет, обедает и забераю после обеда. ИТОГ=2,5 часа + обед. Опять же скольок раз в неделю лучше водить ребенка в этом случае?

    3 вар.
    Заведующая у нас невменяемая, т.ч. если не договорюсь, то… Приводить в сад к 8часам, забирать после обеда. ИТОГ=завтрак+4 часа+обед. Сколько раз в неделю?

    4 вар.
    Забрать из сада. И попробовать начать так называемую «социализацию» через год (нам будет 3,10г).

    Спасибо за внимание!
    Спаисбо за внимание

    • DoctorPapa

      Дорогая Ольга! Вариант 4. Держите ребенка подальше от учреждений с невменяемыми руководителями.

  • oksana

    synu 4 goda, nedelju pytaemsja hodit v sad, menja ne otpuskaet. 1 raz ushla – rydal (bez slez) 20 minut. muzh govorit – nado zabirat , a to mozhno navredit psihike, t.k. vospit.govorjat : nado ostavljat, neskolko dnej poplachet – i ok, smiratsja. muzh utverzhdaet – ne smiritsja, a slomaetsja. mamy, kotorye cherez eto proshli – ostavljaj, a to potom tolko i budet : ne hochu… emu 4 goda, on ponimaet, chto vernus, no otpuskat ne hochet. est li smysl prinuzhdat ? mozhet li eto otrazitjsja na psihihe , ne reshit li on , chto mne neljzja doverjat ?

    • DoctorPapa

      Оксана, Ваши вопросы подсказывает Вам Ваше сердце. Слушайте его и не будет вопросов.

    • Милетина

      Оксана, воспитатели всегда говорят,что смирится, конечно, не их же ребенок..
      Дети и к детским домам привыкают со временем,т.к адаптационные процессы у деток велики…знаю несколько деток,которым нравится в больнице лежать и боль испытывать, т.к «привыкли» с детства, но разве это нормально и как это отразится на психике???

    • Regul

      Оксана, купи клаву с русской раскладкой и не взрывай нам мозг!

  • oksana

    spasibo. reshila vse-taki poprobyvat ostavit – posle 1,5 nedeljnogo sidenija vmeste. v 1-j den uspokoilsja cherez minuty 4, a na 2-j denj – cherez 2. zamechatelno tam igraet – i v gruppe, i na ulice ( ja podgljadyvala :) ) , kazhdyj raz rasskazyvaet , s kem esche poznakomilsja. no na utro opjat noet vsju dorogu : ne hochu … i pered proschaniem : mamochka , ne uhodi . rech idet tolko pro 3 chasa v denj, da i ne kazhdyj denj (planiruem 2 dnja hodit-1 vyhodnoj – 2 dnja sad). krome togo, my zhivem v Germanii, russkij u nego pervyj jazyk, emu nuzhen sadik i dlja «vlivanija» v nem.obschestvo … mozhet , vse ne tak i ploho ?

  • Вероника

    Автор, спасибо огромное за статью. Я не жена олигарха, доход у нас в семье около 300 у.е., но пока мне хватает мозгов, чтобы распределить их так, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. И Ваша статья мне очень пригодилась, не буду особо распространяться почему именно. И я думаю многим пригодилась, а значит ее стоило написать, даже не смотря на множество злобных отзывов, ну Вы ж как психолог наверняка знаете кто это пишет, и что это за личности. Задорнов недавно очень ёмко про таких высказался. Ну да я думаю Вы уж точно не для них писали свою статью, а от тех, для кого она была написана, еще раз огоромное спасибо. Хочу только добавить, что я когда-то давно работала в детском саду помощником воспитателя,при том, что воспитатели в саду в основном были неплохие, могу точно сказать, что сад – это зло для большинства детей. И на самом деле страшилок гораздо больше, чем можно себе представить, и исходят они в основном не от воспитателей, а от детей. Невменяемых детей становится все больше, как и агрессивных и недовоспитанных матерей, поэтому нормальным детям, воспитанным прекрасными родителями, часто приходится туго. Как раз после трех лет дети умнеют и проблем становится меньше. Дорогие мамы, никого абсолютно не волнует в каком возрасте вы отдадите своего ребенка в сад. Не видете друго выхода – отдавайте, всему миру на это абсолютно наплевать, но не стоит писать, что статья автора бред, профессионализма здесь не увидели и т.д. Если вы не согласны, это еще не значит, что вы правы. Кто-то делает так как сам хочет, кто-то прислушивается к совету специалиста, а кто-то выбирает свой третий вариант. В любом случае это только ваша проблема и вашего ребенка. Матери бывают разные и обстоятельства бывают разные. Это и определяет в каком возрасте ребенок пойдет в детский сад и пойдет ли вообще. Кто-то, как видите, просто написал, что не согласен с автором и объяснил почему, а кто-то опустился ниже плинтуса, и детей своих соответствующим образом воспитывают, и как-то совсем не хочется с ними в одной группе оказаться (слава Богу и не придется). Так же и с обстоятельствами. У кого-то они действительно критичные, а у кого-то…Но опять же, ребенок никому не нужен кроме своей мамы, запасную все равно никто не выдаст, во все времена матери растили своих детей как хотели, не особо задумываясь, как правильно. И это их право. А психологи пусть продолжают писать свои статьи и книги для тех людей, кого интересует мнение специалистов.

  • МарияСh

    Уважаемый психолог!После прочтения вашей статьи половине читающих мам и их детям понадобится ваша помощь-помощь психолога, это точно. В первую очередь из-за чувства вины перед своим ребенком,чувство бессилия перед обстоятельствами. Это я почувствовала на себе, когда читала статью. Слава Богу, сад в этом году не светит, но на работу выходить все равно придется. Я бы хотела вам возразить по поводу нескольких положений статьи. В первую очередь по поводу страшной картины о детском травматизме. Подняв эту проблему, я наткнулась на плачевную,но интересную статистику.По структуре травматизма по месту получения «на долю повреждений, полученных в стенах дома,во дворе, на улице, приходится в среднем по стране свыше 80% всех травм, полученных детьми»(это на 2009 г)Ссылку не пишу, потому что здесь нет возможности копирования, забейте в поисковике. Вообще если заняться этим вопросом посмотрите статистику воз. Резюмирую- что травмы, полученные в дет. саду занимают небольшую долю от всех травм, полученных детьми. Теперь о страшилках, которые могут поджидать ребенка дома:
    - ребенок двух лет вышел ночью зимой на улицу и замерз, мамы в это время дома не было
    - отец убил ребенка 3-ех лет на глазах матери
    - мама вылила на ребенка кипящую рисовую кашу
    Цитирую «Социологи исследующие проблему насилия пришли к выводу, что это явление носит системный характер.Исследования показывают, что, к примеру ограничения свободы движения ребенка большинство родителей (92%) не воспринимают как нарушение его прав.Известно так же, что около 74% родителей допускают шлепки, а около 30 % взрослых использую ремень».
    Я сделала для себя вывод, что для более,чем 80 процентов детей- сад это спасение.Думаю в таких семьях гормон стресса в крови у детей очень велик.
    По поводу исследования этого показателя стресса. Согласна. Но давайте апеллировать более конкретными исследованиями и не будем лечить анализы. Какое количество детей, посещающих сад нуждаются в психологической помощи? у скольки наблюдаются расстройства психики и пр. пр.пр. Возможно,таких цифр нет и не будет никогда,потому что садики закрыли бы на замок.
    Для мам, чьи дети не ходят в сад до школы, ваша статья, просто бальзам.
    Для мам, которые вынуждены, повод рвать на себе волосы, что ребенок может упасть, сломать что-нибудь, стать моральным уродом.
    Мамы, не переживайте, почитайте других психологов, после прочтения этой статьи. Мы с вами были в садах, выросли, сколько академиков, профессоров,космонавтов в конце концов, вышли их дверей сада. Все будет хорошо!Главное,не забывайте любить своих детей и уделять им внимание, когда вы их забираете из дет. сада.
    А вам,автор, желаю удачи и профессиональных свершений!)

    • Кирюша

      Мне понравился ваш комментарий. Полностью с вами согласна. Будь возможность, я бы с удовольствием была с малышом дома, но ее нет. :( (( Пошли в садик в этом году, стал привыкать, уже ест, играет.

  • Людмила

    Добрый день!
    С огромным интересом прочитала и статью и ВСЕ комментарии. Хочу выделить следующие:
    - Некоторым детям намного лучше в детсадах, чем с родителями
    - Сейчас мы отдаем детей в детсады, а потом дети отдают нас в дома престарелых, потому что там за ними и уход, и общение и питание
    Я не хочу отдавать своего ребенка в детсад. Но про это я стараюсь никому не говорить, потому что просто закидают камнями. Пока я просто нахожу отговорки, почему мой ребенок не ходит в детсад, но меня все равно достают вопросами :»Ну что, с сентября идете?»
    Я не понимаю, почему сейчас у нас считают, что без детсада не вырастет полноценный, адекватный человек? Когда я сама была маленькой, у меня было четыре подружки. Из нас всех в детсад ходила только я одна. Сейчас с точностью до наоборот.
    И мамочки, которые или сами могут сидеть дома с ребенком, или оставить его с бабушкой все равно отдают ребенка в детсад, потому что так принято.
    И в журналах порой читаешь:»Я могу сидеть дома с ребенком, можем ли мы обойтись без детсада?» На что квалифицированные психологи отвечают: «Вы что, без детсада никак! Отдавать обязательно!»
    Я на этот сайт наткнулась совершенно случайно. И по-моему, это единственный психолог, который «не рекомендует отдавать», а так сплошь и рядом : отдавать в детсад и как приспособиться к детсаду.
    Конечно, зимой никто не убежит с детского сада, потому что зимой с ними не гуляют. Летом мой брат убежал из детсада. Его чисто случайно на оживленном перекрестке встретила мама, которой надо было к 11 на работу. В детсаде никто и не заметил исчезновение ребенка.
    Кончено, никакая горячая кастрюля ни на кого не свалится – в детсаду кухня отдельно. Но один воспитатель на две группы – нормально. Пошел – одних проверил, пошел – других.
    Одна бабушка рассказывала про своего уже взрослого сына, которого привязывали к кровати, чтобы он не бегал во время сонного часа.
    Другая бабушка рассказывала про внучку, которую мама вечером забрала с детсада, а утром стала заплетать косы а у нее рана в голове. Мальчик в песочнице стукнул. Попала грязь.
    У третьей внучке лицо в детсаду разбили – воспитательница сказала, что бегала, ударилась об стол – она не уследила.
    Мамочка рассказывала про своего сына. Отдала в детсад – там дети, весело, бегают, играют. Но воспитатели орут постоянно, даже, говорит, меня не стесняются. И всякие подзатыльники – норма.
    И еще. Все. Все (и логопеды) говорят, отдавайте ребенка в детсад – сразу заговорит. Я знакома с детьми, которые ходят в детсадах и не говорят.
    И врач-окулист, у которого мы проходили медосмотр, говорит, что были в детсаду на медкомиссии. Как плохо сейчас дети разговаривают…
    Я все это написала не для того, чтобы сказать: как плохо в детсаду. Нет. Везде есть и свои плюсы и свои минусы. И на детской площадке порой не успеваешь уследить за собственным ребенком. Одним. А не 25 как в детсаду. Но давайте с уважением относиться друг к другу. И если кто-то не хочет отдавать своего ребенка в детсад, то это совсем не означает, что жизнь у таких детей закончилась, так и не успев начаться. Много замечательных людей выросло и вырастет как без детского сада, так и с детским садом.

    • Ольга Х

      Согласна на счет первого высказывания. Мы (взрослые) почему-то решили за ребенка «тебе лучше в саду»… хотя всем сердцем и душой и плачем он (ребенок) нам говорит «я хочу домой, в семью, к маме, к близким родным»… Находясь в саду, тем самым ребенок не видит и не учится, как нужно заботится о беспомощным и слабым (а дети в этой ситуации совершенно беспомощные)…
      Но, проходят годы, и вот уже мы (взрослые) слабы, буспомощны и стары, а что-же делать нашим детям? как им о нас заботится, если их этоиу никто не научил? А научили тому, что где-то в гос.учреждение – умеют и знаю как … Грусно, но мы сами учим детей отдавать нас в дома престарелых…

      • Юлия

        Ольга Х, полностью с вами согласна, по поводу дома престарелых и вообще.
        И могу дома сидеть с ребенком, на работу никто не выгоняет. НО я дико устала! ( я работаю на дому еще). Дочка лазит по мне как по дереву, сама играет очень редко. .Не имею возможности сходить даже в парикмахерскую, (муж всегда на работе, если дома, то чуть жив, бабушки нас игнорируют) с мужем никуда не выходим, потому что ребенок очень активный и если куда то идти с ней, то только бегать и ловить ее.
        и вот сейчас дилемма, садик или няня… няни ужасны! просто кошмар! а садик…. не готова я ее туда отдать….
        что делать…………………………..? :roll:

  • Юлия

    Какое счастье, что еще есть мамы, которые ХОТЯТ быть дома с ребенком. В основном современные родители делятся на две категории:надо работать, что не умереть с голоду или мамочке «надо реализоваться в социуме». Среди второй категории очень много тех, кто стремиться избавиться от «обузы» и беспрепятственно тусоваться с пивком и сигаретой в приятной компании, а вовсе не собираются ни на какую «работу». Кто то действительно делает карьеру, забывая ребенка в Д/С.
    Что касается страшилок про орущих воспитателей, то научите своего ребенка слушаться с первого раза и на него никто орать не будет. В нынешних условиях Д/С развивать индивидуальность очччень затруднительно: все время воспитателя младшей группы (яслей) тратится на организацию и выполнение режимных моментов (одевание-раздевание, туалет, еда, сон и т.д.).Дети приходят в сад НИЧЕГО не умея делать, беспредельно избалованными. Видимо сейчас родители понимают свободу, как вседозволенность. Уровень безответственности просто поражает. Отсюда и все минусы Д/С. На мой взгляд ребенку лучше дома, при условии что мама образованный, интелигентный человек (материальная сторона вопроса не имеет решающего значения). В Д/С имеет смысл идти, только если знаете профессиональный уровень воспитателя и уверенны в репутации сада, а самое главное ВЫ САМИ готовы к сотрудничеству.

  • lena

    очень странно что психолог запугивает так жёстко.у всех разная ситуация.а если мать одиночка прочитает?ей работать нужно что бы выжить а здесь вы со своей весёлой статьёй. :wink: удивляете…. :-|

  • olik

    Спасибо за статью! очень приятно видеть, что есть люди, думающие,как и ты. Я живу в Америке, и здесь принято деток оставлять с нянями или в дет.учереждениях с 2 недель, моему сыну 2 и 7, и на меня все вокруг смотрят, как на ненормальную мамашку, которая не социализирует ребенка :) по правде говоря, под общим влиянием я уже начала собираться на работу, а ребенка в сад, а сейчас понимаю, что полгодика еще точно посидим дома :)

    Спасибо вам!

  • Лена

    Спасибо за статью, у меня ребенку 2 года (мальчик)думаю отдать в частный детсад, но не решаюсь, после того, как в песочнице у него отобрали игрушку, не хочет играть с детьми, постоянно не дает даже снимать одежду в общественных местах, боится отберут. Меня отдали в сад в 1,2 и что хорошего, вспомните себя в этом возрасте как вы себя ощущали, сколько появилось комплексов. Такой пример, провалилась в унитаз, раньше они были под ступеньку сделаны, и очень сложно было сесть на него, в результате провалилась туда, и сколько там сидела не знаю и как вылезла от туда тоже. Поэтому дорогие мамочки, если есть возможность сидеть дома, не рвитесь на работу, возможно такой возможности посидеть дома уже не будет, и на работаться всегда успеете, дети быстро растут! Поймите вы мамы – а это очень важно быть ей, чтобы ребенок ощущал себя рядом с ней! Посмотришь отдают в 1,5 года, ребенок еще не успел родиться, просто спихивают его чужим людям, зачем тогда было рожать!!! Любите своих детей, проявляйте заботу и будьте рядом!!! :wink:

  • Vika

    Прекрасно понимаю как и тех,кто сидит с ребенком дома, так и тех, кто отдает малыша в сад. Моей дочке 6 месяцев, как минимум до трех лет я планирую сидеть с ней дома, была б возможность, сидела б до школы. Я сама ходила в сад, с 4 лет,воспоминания есть и хорошие, и плохие, разные воспитатели и группы. Помню как одной девочке пробили голову качелями, и никому ничего не было, кроме ребенка. Я сама получила травму, раскрутилась за руки с девочкой, она меня отпустила, я виском ударилась об песочницу, чудо что на тот свет не ушла.Но тут же оговорюсь, что при своей же бабушке наелась испорченных орехов и сильно отравилась, везде работают люди,человеческий фактор никто не отменял. Про низкую зарплату и переполненные группы-такое ощущение, что люди не знают куда идут работать, выбирая профессию, ты уже знаешь,что будешь воспитателем в саду,что ты должен будешь делать и за какие деньги, и нечего бить себя в грудь, никто никого не заставляет идти в воспитатели и няни. Мое мнение.Помню как мальчик отобрал у меня резинку для волос, оторвал от нее шарик-украшение и вдохнул,чуть не задохнулся, а меня отлупили и обозвали безмозглой дурой,и что самое обидное эта воспитатель-знакомая нашей семьи, с ее сыном я потом училась в школе…до сих пор когда ее вижу передергивает…. неприятное ощущение, а она небось и не помнит.Из окна моего дома виден садик, сегодня воспитатель вывела детей гулять.Сама сидит и болтает с кем-то, а дети сами по себе.Мне наверно придется отдать ребенка в сад,кредит за жилье,но не хотелось бы.Опять же повторюсь,что все зависит от человека, были у меня и хорошие воспитатели, но их очень мало.Нянечка была бездетная и незамужняя,тетя Оля,до сих помню ее, все время веселая, приговаривая «молодцы-огурцы» кормила нас,никогда не кричала)) и воспитатель Валентина Николаевна, сейчас тяжело болеет,кажется онкология.Отличные люди.А вот одноклассница моя до сих пор заикается оттого,что ее напугала воспитатель,когда та не спала в тихий час, так накричала на нее, что та описалась и стала заикаться.Младший мой братишка после сада заболел пневмонией и до школы стоял на учете в туб.больнице.Про болезни я молчу, тут от иммунитета зависит,согласна, за всеми детьми не уследишь, да и родители бывает сами тащат больных детей в сад, а потом жалуются.Словом, палка о двух концах…выскажу свое мнение-я не хочу отдавать свою дочь в сад, но время покажет…в любом случае, всем желаю удачи и хороших воспоминаниях о садике

  • Ика

    Уважаемые, вы что серьезно?
    В стране невероятная нехватка детских садов, в очереди нужно вставать чуть ли не до рождения ребенка. Отсюда и такая насквозь заказная статья. Как автор представляет себе изыскание возможности не выходить на работу после окончания отпуска за ребенком до 3 лет? Для кого это написано, для безумных овуляшек? Ибо о мамах-депутатах ГД речь явно не идет. У них просто нет необходимости в садик чадо отдавать. Не надо заранее представлять всех воспитателей ведьмами. Зачастую это люди, которые работают по велению сердца за нищенскую зарплату. Для тех, кто заинтересуется, я не воспитатель, двое детей посещали самые обычные российские садики, теперь учатся в школе, отличники, с психикой и социализацией все нормально. Главное, чтобы вы сами были людьми и учили этому же своих детей, тогда и садик не страшен.

    • Ольга"

      Ика, у всех понятия о достатке разные! Кому-то главное, чтоб всегда еда в доме была, а кому-то «еще на Бали не были!»… Считаю, что тут всё индивидуально и по отношению к ребенку. Чаще всего мамочки больше переживают за своего малыша, чем отцы, а есть и такие матери, которые из дома готовы убежать еще не родив))) Сама я очень хотела, чтоб моя дочь ходила в садик, чтоб общалась с детками, чтоб немного оторвалась от моей юбки, но получается всё оооочень постепенно… ходим в сад уже пол года, но адаптация так и продолжается… я уволилась с работы и вожу теперь ребенка только к тому воспитателю, которую она любит, чтоб совсем не отбить желание туда идтиююю

  • Наташа

    Здравствуйте.
    Абсолютно согласна с автором статьи. Сама работала в садике.Хочу сказать для сомневающихся по поводу социализации. У мужа старший сын в садик не ходил,а потом в школе на индивидуальном обучении был.Сейчас парню 16.В училище староста группы.Спортсмен -футболист.Не пьет -не курит.Но дело даже не в этом. У него полное доверие с отцом.И нет в нем той агрессии и желания противостоять взрослым, которые присущи подросткам в его возрасте.

  • ПОЛИНА

    Бред!!! Бред!!! Бред!!! Я сама работаю воспитателем уже 10 лет в гос.детском саду,и отношение к детям изумительное, питание хорошее,(иногда дети до сада ели только из баночек, мамы настолько ленивы, что даже не в состоянии приготовить полезное и питательное),дети приходят в сад и очень часто делятся что у них бывает дома, волосы встают дыбом мамы и папы курят, детки даже книжек в глаза не видели , не говоря уже о каких-то музыкальных инструментах( самых простых ксилофон, барабан),дети настолько дикие и потерянные что приходится очень долго с ними заниматься, родители заняты собой, а как одеты детки ужас, мамы и папы смотрят только на бренды, а то что одежда китай и 100% полиэстер, и можно перечислять дальше, у меня 3-ое детишек, все закончили школу на 4 и 5, все с высшем образованием, хорошая работа и даже ни кому из них не придет в голову такая чушь, и их детки обязательно пойдут в сад.

    • DoctorPapa

      Полина, Вы не можете не согласится с тем, что таких компетентных и добрых воспитателей как Вы к сожалению не так много, и что далеко не все родители пьяницы, курят при детях и растят их как траву. Кроме того, правило относительно 3-х лет (не раньше) подтверждено исследованиями, это не мое частное мнение.

    • Наташа

      Вы понимаете ПОЛИНА, что ваш комментарий это еще один довод в пользу «оставить дома, не водить в сад»? Мне бы, например, совсем, вот совсем не хотелось, чтобы мой ребенок общался с теми детьми, которые книжек в глаза не видели, дикие, потерянные и ужасно одеты. Общение с ними никак положительно на него не повлияет, а вот отрицательно – очень вероятно %)))

  • Наталья

    Эта статья полный бред, очень не приятно читать, как человек, который называет себя психологом говорит такую глупость. Вы в своей статье обижаете людей, которые проводят с нашими детьми больше времени, чем родители. Если и говорить о том, как плохо в садах, то скажите и о том, как в семьях детям бывает. Не надо родителям прививать чувство вины, за то, что они водят детей в детский сад. Я не отрицаю, всякое с ребенком может случиться, ни кто не застрахован, но это может произойти и дома, разве в доме мало опасных ситуаций? Давайте обернем их поролоном, посадим на диван и пусть сидят не шевелятся. Поэтому, уважаемые родители, просто выбирая детский сад, посетите его, пообщайтесь с няней, воспитателями, посмотрите как в группе ведут себя дети, и помните, хороший детский сад, это не тот, в котором стоит полная тишина, а где очень шумно – потому что в нем дети, которые играют, общаются, радуются, учатся жить. Если вам все понравилось. то смело ведите ребенка, а чтобы адаптация прошла легче, проведите несколько дней в саду вместе с ребенком, помогите ему познакомиться с новыми для него людьми, научите не бояться их. Удачи Вам и Вашим детям!

    • Татьяна

      Людей, которые с душой воспитывают детей, это статья нисколько не обидит
      Да, детский сад много дает хорошего и полезного , но и много негативных моментов. И «человек, который называет себя психологом» лишь призывает объективно взвесить все ЗА и ПРОТИВ, в каждой конкретной семье,с конкретным ребенком и конкретным детским садом.
      Каждый слышит то, что хочет услышать. Давайте будем честны перед собой и своими детьми.

  • Катя

    Нет, я, конечно, все понимаю,и все это хорошо и прекрасно.Скажу честно, я перед своим сыном чувствую вину за то, что отправляю его в садик, потому что по ребенку видно,что он с удовольствием сидел бы со мной дома.Но, с другой стороны, я родила ребенка, не имея за спиной никакого трудового опыта, стажа и т.п. – т.е. после института и если бы я с ним сидела до школы, кем бы я потом пошла работать-уборщицей?К тому же муж у меня не миллионер, и я прекрасно понимаю, как ему тяжело, когда он один работает на двух работах.Поэтому это палка о двух концах – с одной стороны хочется посидеть дома с ребенком, но с другой стороны надо и работать – и не только из-за денег. Я стараюсь все вечера и выходные посвящать сыну, занимаюсь с ним, играю, но сидеть все время – это, честно говоря не так много людей в наше время могут себе позволить, не испытывая никаких неудобств. :-|

  • Дарья

    Ерунда, каждый случай индивидуален! И всё же, всех нас оставляли в яслях чуть-ли не с 10 месяцев – раньше декретный отпуск был роскошью! И что – все мы выросли людьми с пошатнувшейся психикой? Злыми? Какими? Да нет! Нормальными! В сад надо ходить с того момента, с какого родители считают допустимым! А страшных историй случиться может миллион и на детской площадке, под присмотром мамы!
    Так-то )

  • Занятие по соц развитию тетушка арина в гостях у малышей | Блог про авто

    [...] Отдавать ребенка в детский сад [...]

  • Елена

    Статья очень правильная на мой взгляд. Я сама детский сад вспоминаю с содроганием. У моей мамы не было выхода. Она одна меня растила. Родственников в нашем городе никаких не было. Жить как-то надо было. Отдавала меня со слезами на глазах. Во первых меня там простудили,года 4 мне было. я просилась в туалет, меня не сводили. Сказали: вон за кусты иди. Мне было стыдно. Я не пошла, но не вытерпела всю прогулку и обсикалась. А была уже осень, и я просидела еще какое то время на песочнице в таком состоянии. В результате – страшенный пиелонефрит, который перешел в хронический и с которым я мучалась до 10 лет! кроме того у меня была проблема со сном. Я с двух лет вообще днем не спала (дочка моя кстати также), мне хватало ночного сна. а там заставляли. что только со мной не делали: закрывали с головой одеялом, оставляли в постели до самого маминого прихода, закрывали в темном шкафу для игрушек – страшно вспомнить. Я одно время даже заикаться начала от всех издевательств, которые там были. У мамы не было выхода, хотя потом она стала по возможности меня у бабушки соседки оставлять когда та была свободна. Детский сад был кошмаром для нас обеих.
    Моих детей принципиально отдавать не хотела. Сын старший правда ходил с год наверное, но уже в 4 года, когда младшая родилась. И то не стабильно. Но там не было жалоб от него. А потом отдали его в развивающий центр, там разные занятия до обеда, отличные педагоги. А младшую даже не пытались. Слишком дороги мне мои дети, чтобы отдавать их чужим людям. Считаю, что никто лучше мамы о них не позаботится.
    Подруга моя, очень ответственная, добрая, спокойная, работала одно время воспитателем, рассказывала мне историю из своего опыта: вышла с детьми гулять, одна из девочек бегая по участку за верандой увидела поганку. Сорвала и съела. Прибежали другие, рассказали, подруга в шоке. Ребенка в медпункт срочно, под наблюдение медсестры. Вроде ничего не выявилось до вечера, отдали ребенка родителям, естественно ничего не рассказав. А если бы ночью случился приступ какой-то??? И ни родители ни врачи были бы не в курсе об истинной причине! И это я говорю вам очень хорошая и ответственная воспитатель. Которой можно смело детей доверять. Но в такой ситуации она тоже побоялась себя подставлять. А сколько она еще «интересного» рассказывала о своей напарнице и других воспитателях: как окна открывают во время тихого часа, когда слишком много детей начинают ходить, чтобы попростывали и меньше народу было. Ведь когда меньше, то легче с ними справляться. Как орут на детей. А сколько случаев, когда дети гибнут в детских садах? Мы быстро забываем о нашумевших на всю страну случаях: когда на пожарной лестнице ребенок задохнулся – голова застряла. Куда смотрели воспитатели что ребенок ушел гулять по саду? Когда в канализационный люк упала девочка. И воспитатель хватилась ее лишь спустя несколько часов…. Да и масса других страшилок. Жаль что это не просто фантазии страшные, а реальные истории с чьими-то детьми! Однозначно теперь их родители кусают локти и проклинают тот день, когда отвели чадо в сад, но уже не вернешь …. Поэтому берегите своих детей! Даже в руках самых хороших воспитателей им хуже, чем с мамой! И ни одна даже самая лучшая воспитательница не заменит ребенку маму и не позаботится о нем лучше. Бывает реальная безысходность, но в большинстве случаев можно как можно дольше оставить ребенка дома.

  • Катя

    А как насчет школы? По мне так там еще хуже. И что теперь не отдавать?
    Знаю семью где детям реально лучше в садике, чем дома задерганная мать.

  • Алиса

    Браво!!!наконец-то, появляются достойные психологи!
    Я уж думала, что я одна такая, кто выслушивает нападки от окружающих людей. Просто так надоели советы «встать на очередь»!
    Не верьте тем, кто пишет, что якобы их дети ходят в сад ивсе ок. Либо у них нет другого выхода, либо это эгоисты, которые родили не желанных детей. Никто не хочет отдавать сыновей в армию, а почему же отмахиваются от малышей дет садом?
    Если будет возможность, то я отдам на полдня в сад монтессори, но остальное время хочу заниматься им сама или кружки. Все, это мой ребенок, дискотеки остались в прошлом!
    А если мне придется работать, вдруг жизнь так сложиться, тпк тем более надо думать уж о платном садике.
    Спасибо вам за статью, я ее взяла себе для друзей)).

Прокомментировать

 

 

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!:

Анти-спам тест:

детский психолог консультации

Подпишиcь на RSS или Почтовую рассылку
Copyright © 2009-2013 психолог, детский психолог и психотерапевт Александр Кузнецов. All Rights Reserved